Догадаться, что у музеев Петербурга существуют проблемы, легко. В последнее время государственные хранилища искусства становятся участниками скандальных историй, в которых все чаще звучат вопросы «кому принадлежит» и «кто должен». И как выясняется, ответов нет даже у государства.
Уже несколько месяцев сотрудники Национальной галереи в Лондоне бастуют против решения руководства передать функции обслуживания посетителей и обеспечения безопасности сторонним службам с целью оптимизации расходов. И вот мировой тренд докатился и до нас.
Государственным музеям предложено воспользоваться услугами частных охранных предприятий в связи с возможным сокращением сотрудников полиции, которая обеспечивает охрану сейчас. Музеи предоставили предложения по оптимизации затрат на охрану, из которых стало ясно, что произойдет резкое повышение цен на билеты, при этом уровень безопасности придется оценивать на глазок. Вот как это комментирует Елена Калецкая, генеральный директор ГМЗ «Петергоф»: «У нас огромные территории, а значит, другой тип охраны. Внутри здания человек ведет себя, понимая, что находится в музее, а на территории — нет. У сотрудников полиции есть право и полагающиеся их статусу вещи, применимые к нарушителю. У ЧОПа такого нет. Как нам проводить праздники, где собираются до 50 тысяч человек?».
Поддерживают музеи и депутаты Законодательного Собрания: Марина Шишкина сообщила, что, по мнению Законодательного Собрания подобное предложение является грубым нарушением закона. В 2005 году постановлением Правительства РФ сформирован перечень федеральных учреждений культуры, подлежащих обязательной охране полицией. К этим объектам относятся, в том числе, Русский музей, Государственный Эрмитаж, Государственный музей политической истории и многие другие музеи. В 2011 году после принятия закона «О полиции», обязанность снята не была. Закон, регулирующий деятельность ЧОПов, не дает им право охраны этих объектов. Депутаты посоветовали музеям подавать иски в суд. Но, похоже, обошлось.
На прошлой неделе министр внутренних дел Владимир Колокольцев и министр культуры Владимир Мединский пришли к компромиссу в решении вопроса охраны музеев и библиотек. Обеспечением безопасности займется ФГУП «Охрана» МВД, Минкульту выделят средства из бюджета на оплату их услуг.
Грандиозный скандал разразился летом, когда Петербургская митрополия обратилась к городским властям с просьбой передать ей в безвозмездное пользование Исаакиевский собор. Хоть церковь и получила официальный отказ от губернатора, известно, что она будет подавать новые прошения, а также привлекать представителей общественных, культурных и политических кругов с целью поддержки.
Президент Союза музеев России Михаил Пиотровский считает, что представители церкви сформулировали интересный вопрос — музей-храм или храм-музей? Все наши храмы — объекты культуры и искусства, созданные в память о чем-то. Пиотровский напомнил, что в течение всего XX века именно музеи сохраняли храмы, церковное искусство и памятники, поэтому рассуждения о том, кому и что принадлежит, неприличны.
Елена Калецкая обратила внимание и на тот факт, что памятники должны обслуживаться квалифицированными специалистами, которых у православной церкви нет. «Сегодня реставраторов цветного камня в городе раз-два и обчелся: в Эрмитаже еще есть мастерская, а вот в Петергофе уже нет — некому работать. А ведь камни стареют, как люди, — утверждает Калецкая. — Поэтому для того, чтобы храмы содержались и служили людям, их должны поддерживать профессионалы».
Если музейное сообщество едино в этом вопросе, то представители Законодательного собрания разделились на два лагеря: одни поддерживают решение губернатора, другие настаивают на пересмотре. Более того, разработано два законопроекта: в одном предлагается регламентировать характер передачи подобных объектов, а в другом — запретить передачу культурных объектов религиозным организациям, если они находились в введении государства свыше 25 лет. Рассмотрения ни одного из них еще не было.
В начале сентября вновь заговорили о политике государства в отношении культуры и искусства, но уже на ином уровне. МИД России не рекомендовал Русскому музею отправлять работы Марка Шагала на выставку художников-авангардистов в Стокгольме, в музей Миллесгорден, куда также планировалось привезти и 30 картин его современников. Минфин не получил гарантий сохранности и возврата работ от правительства Швеции, так как в связи с делом ЮКОСа мог возникнуть риск ареста российского имущества.
Вопрос отсутствия гарантий — политический и связан, прежде всего, с нарушением межкультурных связей. Пять лет назад в результате подобного конфликта прекращены культурные взаимодействия с США. Но при этом функционируют филиалы Эрмитажа в Амстердаме и Русского музея в Малаге. Демонстрация курса «культура выше политики» — дело хорошее, но опасность арестов шедевров, к сожалению, никто не исключает.
Проблемы так или иначе решаются, но, любое колебание приводит к росту цен на входные билеты. Государственные музеи обещали нам очередные повышения тарифов в связи с проблемами охраны, а теперь уже и с необходимостью реставраций. Вновь возникает вопрос, почему на их содержание не хватает бюджетных средств. Входной билет для взрослого в Эрмитаж стоит 400 рублей, в Русский музей — 350, в Петергоф — 500.
Может, пора задуматься о просветительской функции музеев и приложить усилия, чтобы посещение хотя бы основных музеев, стало более доступным. Крупнейшие лондонские музеи такие, как Британский музей, Национальная галерея, Музей Лондона, галерея Тейт бесплатные. В мадридском Прадо свободный вход для детей до 18 лет, учащихся до 25 лет и для официальных безработных. Стоимость билета в мюнхенскую галерею «Старая пинакотека» — 4 евро, по воскресениям — 1 евро. Возможно, крупным компаниям, любящим поддерживать футбольные клубы, стоит пойти по пути международного страхового гиганта Allianz, который взял на себя расходы на входные билеты и каждую среду обеспечивает свободное посещение зала современного искусства в музее «Современная пинакотека».
Также в зарубежных музеях распространена практика годовых абонементов, которые дают право безлимитного посещения, как правило, всех государственных музеев. В Вене с годовым билетом стоимостью 34 евро можно посещать семь учреждений. В музейном комплексе «Пинакотеки» стоимость годового абонемента составляет 90 евро.
Конечно, в петербургских музеях существуют дни льготного или бесплатного посещения, но, как правило, насладиться шедеврами искусства в это время сложно, ведь для этого надо отстоять огромные очереди.
«Утpo Пeтepбуpгa»