Мы подобрали самые выдающиеся петербургские мультипликационные проекты, существующие на сегодняшний день. Чтобы помочь нашим читателям вспомнить детство самим и узнать, что будет наиболее интересно юным зрителям, наш корреспондент пообщался с представителями анимационных студий.
Никаких нет
Анимационная студия «ДА» — это благотворительный проект, направленный на реабилитацию и творческую социализацию тяжело больных детей. Занятия с такими ребятами предполагают их непосредственное участие в создании мультфильмов. И это не только оказывает психологическую поддержку детям, но и формирует особенный творческий подход. Эта команда уже несколько лет занимается совместным созданием мультипликационных работ, многие из которых были отмечены на различных всероссийских и международных конкурсах и фестивалях.
Ирина Грудина, директор и психолог анимационной студии «ДА»:
— История студии анимации «ДА» началась в 2008 году: две семьи, я — на тот момент проект-менеджер, режиссер Роман Соколов, художник-аниматор Михаил Сафронов и фотограф, искусствовед Надежда Федяевская вместе со своими маленькими детьми начали ездить в детское онкологическое отделении больницы им. Петрова в поселке Песочный и создавать с детьми мультфильмы. Идея родилась так: у Миши был сценарий, который он написал в детстве и продал своей бабушке. Та сохранила его и подарила Мише, когда он стал уже взрослым. Он выложил его в интернет, получил десятки одобрительных комментариев и решил, что нужно делать мультфильм. А как делать мультфильм по детскому сценарию? Давайте попробуем сделать его вместе с детьми. Где есть дети, у которых много свободного времени, и для которых участие в таком деле могло бы быть важным и значимым? На тот момент его жена Надя была волонтером Санкт-Петербургского детского хосписа и ездила в больницу в Песочном просто показывать детям мультфильмы. Ответ был найден.
Детский хоспис помог организовать занятия прямо в больнице, а также сотрудница хосписа, предложила пригласить в проект детей с различными тяжелыми генетическими заболеваниями, детей-инвалидов. В настоящее время радикального лечения заболеваний, обнаруженных у этих детей, не существует. Таким образом, проект стартовал в двух местах: в отделении больницы и в офисе детского хосписа. Сейчас студия проводит около десяти регулярных занятий для детей в трудных жизненных ситуациях.
В нашей команде есть несколько профессиональных художников. Нам, кажется, что с детьми важно создавать красивые вещи. Красота — это сложное понятие, и мы стараемся вместе с детьми принимать решения о стиле будущего мультфильма, что бы у них формировалось понимание, как красота влияет на внутренний мир человека. Мы очень любим и ценим детские искусство за его непосредственность, искренность, простоту и доброту. Работа очень трудоемкая, особенно процесс съемок. Необходима предельная концентрация — успевать следить за тем, что происходит в кадре на компьютере, двигать персонажей на фоне, да еще и помнить про стол для съемок — его двигать нельзя. Подчас и взрослым приходится нелегко, что уж говорить о детях. Но в этом процессе таится и большая радость. Дети лучше взрослых знают сказочные законы и готовы потрудиться. Ведь в конце их ждет чудо.
Нам очень близок проект «Летающие звери». Это трогательные мультфильмы с очень человечными историями. В каждой серии есть детская песенка — музыка в мультфильмах играет важную роль: она создает настроение и остается звучать внутри даже после просмотра. Также было радостно видеть, как возобновилась работа в студии «Союзмультфильм» и очень жаль, что Михаил Алдашин больше не работает на студии.
От души хочу порекомендовать несколько мультфильмов: у Юлии Ароновой есть две прекрасных работы «Перелетная» и «Моя мама — самолет», их можно найти в интернете. Также посоветую посмотреть «Снежинку» Натальи Чернышевой и работу Александры Лукиной «Смелая мама».
Под крылом чайки
В прошлом году в кино-досуговом центре «Чайка» открылась мастерская, в которой дети могут научиться создавать различные мультфильмы. Их работа «Во мне целый лес», рассказывающая добрую историю о желуде, который верил в себя, не только заняла почетные места на российских конкурсах, но и приняла участие в берлинском международном фестивале.
Елена Пилиповская, руководитель мастерской «МультЧайка»
— В сентябре в Берлине завершился 25-й Международном кинофестивале детского и юношеского кино «REC-Filmfestival», и притча «Во мне целый лес» удостоилась специального упоминания жюри с рецензией. Это был наш первый опыт участия в европейском конкурсе такого уровня. В российских больших конкурсах мы участвовали с хорошими результатами, самый крупный был «Мульт-Горой», в «Звезде удачи» участвовали. Решили попробовать в Европе — тоже неплохо получилось.
Мы нашли притчу, рассказывающую историю о желуде, внутри которого прятался целый лес. Мы ее разобрали, поняли, перенесли на себя: каждый ребенок нашел в себе черту, за которую нужно держаться, в которую нужно верить, которую нужно в себе развивать. Задача усложнялась тем, что нужно было каждому найти в себе только одно, чтобы это в рамки мультфильма вписывалось. После некоторых мучений ребята все-таки выбрали, и совместили с этой притчей — что нужно в себя верить, со всеми бедами и невзгодами ты можешь справиться, и все получится.
Кино-досуговый центр предполагает наличие мультипликационных кружков. У «Чайки» была компьютерная анимация, теперь еще рисованная. Сейчас у нас две группы разного возраста примерно по десять человек: младшая — от пяти до семи лет, и старшая от семи до двенадцати. Могут быть и старше дети, но средний возраст детей, которым эти занятия интересны, — 10-11 лет.
Эталоны для нас — это студия «ДА». Я там сама проходила курсы, как снять мультфильм с детьми, и на их работы мы равняемся. Для вдохновения мы с детьми смотрим некоммерческие фестивальные мультфильмы. Из знаменитых для нас Гарри Бардин — авторитет, конечно же.
Современная анимация сделана словно под копирку, и к нам имеет далекое отношение. У нас другая цель — это смысл, раскрыть ребенка, чтобы он сам сформировал режиссерский взгляд, научился это делать. То есть, главное — содержание. А в российской и европейской анимации, в основном, — технические эффекты, и смысла глубокого я не нахожу, хоть они и неплохие. Тот же «Зверополис», который недавно вышел, мне нравятся, но они — для развлечения. Слишком насыщены действиями, много сюжетных линий, но глубина не ощущается.
Нюша, Крош и Ежик
За 14 лет существования «Смешарики» обрели настолько широкую известность, что уже не нуждаются в представлениях. Персонажи этого петербургского проекта завоевали настоящую любовь среди аудитории всех возрастов — Нюша, Крош и Ежик стали лицом всей современной отечественной анимации и навсегда поселились в сердцах самых разных зрителей. Сериал о приключениях этих героев содержит уже более 450 эпизодов, среди разнообразия которых раскрываются и развлекательные, и серьезные темы.
Денис Чернов, ведущий режиссер проекта «Смешарики»:
— Когда «Смешарики» создавались, то я вдохновлялся тем, что появилась возможность поработать в новом, непривычном для меня формате сериала, я не занимался этим раньше. До этого я служил на студии «Мельница», там начиналась история с полнометражными фильмами, тогда мы работали над «Карликом Носом», я был режиссером эпизодов. Когда закончилась работа над фильмом, нас отпустили в так называемый неоплачиваемый отпуск. Из-за этого перерыва в работе я и оказался в компании со «Смешариками». Честно говоря, я не думал что этот сериал будет больше трех-пяти серий. Когда нас собирали, и мы всем коллективом творческим были на собеседовании, у меня было ощущение, что это все скоро закончится. Три-пять серий — и разойдемся. Но так сложилось, что в компании оказалось то количество творческих единиц, которое необходимо для создания качественного продукта, мы стали практически семьей, и уже 14 лет вместе творим.
Согласно международной статистике, хорошие сериалы живут около 15 лет. Есть история с «Симпсонами», конечно, но это уникальный случай. А вообще, 15 лет — это очень большой срок, и выдержать его — непростая задача. Мы сделали два полнометражных фильма: В 2011 году вышел «Смешарики. Начало», в прошлом году — «Смешарики. Легенда о золотом драконе», а в следующем году мы выпускаем третий фильм трилогии, который будет называться «Смешарики. Дежавю». Я думаю, это последний полнометражный фильм со Смешариками.
Сюжеты — почти все из жизни, поэтому правдоподобные. Была такая серия, одна из ранних, называлась «День справедливости», в которой Пин собирался делать праздничный фейерверк для своих друзей, и у него ничего не получалось, и он расстроенный говорил такую фразу: «За что, за что мне это все, я всего лишь хотел сделать праздничный фейерверк!» А незадолго до этого я ездил по делам «Смешариков» в Москву и оставил автомобиль у вокзала. Когда я через день вернулся, то увидел, что у автомобиля разбита вся передняя часть. Я смотрел и думал: «Господи, за что, за что мне все это? Я всего лишь делаю мультфильмы, я ничего плохого не делал!» Рассказал эту историю нашему сценаристу, Лешке Лебедеву, и через некоторое время появился такой сценарий.
Когда распался Советский союз, то большое количество различных производств пришли в упадок. А создание анимации — это тоже производство, это участие большого количества специалистов, это технологические процессы — то есть, это не только творчество. И когда наступила «перестройка», то вся система рухнула на самом деле. Она рухнула, и большое количество времени пребывала в состоянии коматоза. По большому счету, 15 лет назад вообще ничего не было. Были какие-то короткометражные авторские фильмы, и на этом все в принципе заканчивалось. Была студия «Пилот» московская, был тогда еще «Союзмультфильм», но уже на последнем издыхании. А за последнее время так получилось, что Питер стал анимационной столицей, хотя у нас ни корней, ни традиций исторически не сложилось. Но за последние 15 лет у нас в городе появилась наша студия «Петербург», студия «Мельница», и появляются большое количество коллективов, потихонечку развиваемся. Есть положительные тенденции, и анимация, можно сказать, поднимает голову — появляются студии, которые собирают вокруг себя большое количество необходимых специалистов, и появляются серьезные, интересные проекты. Есть ощущение, что постепенно, потихонечку выходим на уровень, который мог бы конкурировать с продукцией других стран.
Может быть, это наш менталитет так работает, но «Смешарики» — выделяются на фоне классических детских сериалов, и у этого есть свои плюсы, и есть свои минусы. Из плюсов — его смотрят и дети и взрослые, особенно у нас. Из минусов — когда мы пытаемся продвинуть сериал за пределы России, то покупателей смущает, что персонажи детские, а темы, которые поднимаются, — не совсем детские. Бывает, что берут сериал в прокат, но при этом какое-то количество серий вычеркивается оттуда: там считают, что в детских сериалах нельзя рассказывать историю про Черного Ловеласа, например. У нас в России понятно, что это с иронией сделано, а у них это под запретом. Там очень четкое разграничение продукта: сериал для одного возраста, сериал для другого — все должно быть на своей полке. И они не понимают, как правильно «Смешарики» позиционировать: у нас такой продукт, который не помещается на одну полку.
Сугубо детские сериалы меня мало чем прельщают. Обычно под этим подразумевается некая упрощенная форма, когда одна серия похожа на другую: главный антагонист в начале серии всем угрожает, потом ему надают по голове и все заканчивается тем, что он еще вернется. Мне это не интересно на самом деле. Из недетских сериалов — то могу назвать и «Симпсонов», и South Park — это делают действительно талантливые люди, которые все свое творчество вкладывают в каждый кадр.
Есть такие вещи, которые известны и всеми любимы. Это и «Корпорация монстров», и «Как приручить дракона» студии DreamWorks. Если вы пойдете на фильм студии Pixar, то, скорее всего, не промахнетесь. На самом деле, это продукция высочайшего уровня — нам есть на кого равняться. Эти фильмы абсолютно мультивозрастные. Мы всегда к такому стремились — делать продукт, в котором мы бы подтягивали детей до своего уровня, чтобы они, если что-то не понимали, могли спросить у взрослых, но при этом было бы и им интересно, и взрослым не скучно!
«Утpo Пeтepбуpгa»