Приморский театр оперы и балета готовится стать новой сценой Мариинки — уникальный культурный проект, который призван сделать классическое искусство доступным для жителей Дальнего Востока. О перспективах этого сотрудничества, современных композиторах и дирижерском искусстве рассказал художественный руководитель театра Антон Лубченко, чья творческая биография сложилась необычно — уже в 25 лет он возглавил Бурятский театр оперы и балета, став самым молодым худруком в истории российских музыкальных театров.
Создание филиала Мариинского театра во Владивостоке — стратегически важный шаг для развития культуры в регионе. Город с населением 650 тысяч человек долгое время оставался в стороне от основных культурных процессов. Построенный в 2012 году Приморский театр столкнулся с необходимостью формировать репертуар практически с нуля. За два сезона удалось подготовить 15 постановок, но для полноценного театра этого недостаточно. Сотрудничество с Мариинкой позволит значительно расширить афишу — во Владивосток будут привозить классические спектакли из золотого фонда: оперы Верди, Вагнера, Чайковского, балетные постановки.
Технические возможности сцены Приморского театра схожи с новой сценой Мариинки, что упрощает адаптацию спектаклей. Уже этой осенью зрители увидели «Травиату», «Жизель» и «Пиковую даму» в легендарной постановке Валерия Темирканова. В планах — не только принимать спектакли из Петербурга, но и показывать владивостокские работы в северной столице. В прошлом сезоне театр привозил в Мариинку редкую оперу Жюля Массне «Таис», которая не ставилась в России десятилетиями.
Лубченко — не только дирижер, но и композитор, получивший профессиональное признание в 16 лет. Его взгляд на современное музыкальное искусство неожиданно критичен: «Гениальная музыка уже написана», — считает он, ссылаясь на мнение Михаила Плетнева. Сам Лубченко сочиняет в разных жанрах — от симфонической музыки до опер и балетов, но признается, что стесняется называть себя композитором на фоне великих классиков.
О дирижерской работе Лубченко говорит как о ремесле, требующем не только музыкальных знаний, но и сильного характера. В отличие от своего коллеги Фабио Мастранджело, считающего, что эпоха дирижеров-диктаторов прошла, Лубченко убежден: в России оркестру нужна твердая рука руководителя. «Хороший оркестр может играть и без дирижера, — отмечает он. — Но если у дирижера есть что сказать, он должен уметь это выразить».
Проект Мариинки во Владивостоке — это не просто обмен спектаклями, а возможность создать на Дальнем Востоке полноценный центр классического искусства. Для жителей региона, многие из которых никогда не бывали в Петербурге, это шанс познакомиться с мировыми шедеврами без долгих перелетов. А для молодых музыкантов Дальнего Востока — возможность работать с ведущими мастерами российской сцены, не уезжая из родного города.
Как показывает опыт Лубченко, возглавившего театр в 25 лет, в искусстве важны не только традиции, но и свежий взгляд. Возможно, именно такое сочетание — проверенной временем классики и молодой энергии — поможет музыкальному искусству найти новых поклонников на восточных рубежах России.