«Окно в Европу», один из фестивалей российского кино, этом году прошел в очередной раз. Как всегда, в августе и неизменно в Выборге. Его символом стал советский солдат в исполнении Василия Шукшина из фильма Сергея Бондарчука «Они сражались за Родину». Но не только военная тема была в центре внимания на кинофоруме. Поговорили о любви, мигрантах, смысле жизни. Мы выбрали наиболее удачные и понравившиеся не только членам жюри, но и остальной аудитории фильмы.
Несмотря на обширный диапазон тем и большое количество картин, достойных работ в этом году оказалось крайне мало. Это подтверждает и факт отсутствия фильма-победителя в конкурсе игрового кино. Жюри фестиваля не смогло назначить победителя «для галочки». Его мнение не совпало со зрительским, и был найден компромисс — вручить приз актрисе Ирине Купченко, сыгравшей главную роль в фильме «Училка». Именно эта картина вызвала негативную реакцию у членов жюри и больше всего понравилась публике, заняв первое место по итогам зрительского голосования в конкурсе «Выборгский счет», результаты которого определяют все зрители фестиваля.
Открыл фестиваль фильм Миры Тодоровской «В далеком сорок пятом… Встречи на Эльбе». Работу над картиной начал еще Петр Тодоровский и, по словам его жены, это было очень важное и принципиальное дело для него. Петр Ефимович был свидетелем событий на Эльбе и давно планировал поделиться своими воспоминаниями и впечатлениями со зрителями, но по воле судьбы завершить работу над фильмом и представить его публике стало суждено его вдове. За этот нелегкий труд жюри фестиваля наградило Петра и Миру Тодоровских призом имени Станислава и Андрея Ростоцких «За верность». Прокатного удостоверения у фильма еще нет, поэтому пока неизвестно, когда его можно будет увидеть в кинотеатрах.
На закрытии также показали картину, посвященную началу Великой Отечественной войны, режиссера Киры Ангелиной «72 часа», рассказывающую o противостоянии вчерашних школьников врагу. Оценивать фильмы о войне всегда сложно, они могут быть плохо сняты, но всегда заставляют вспомнить те страшные года, которые пришлось пережить нашей стране.
Кинематографисты не смогли оставить без внимания тему любовных и семейных взаимоотношений. Ярким примером стала картина Ильи Северова «Развод по собственному желанию», которую снимали в нашем городе. Герои фильма, супружеская пара Сергей и Лена, в один прекрасный день выясняют, что их сын никогда не учился в институте, а купил диплом у метро. Попытки понять, почему это произошло, выливаются во взаимные упреки и серьезную ссору, после чего Сергей, как настоящий мужик, уходит из дома в одних тапочках. Несколько дней скитаний по городу, забавные передряги и ситуации помогают героям понять, как сильно они нуждаются друг в друге. Фильм явно понравился местной публике и занял третье место в большом конкурсе «Выборгский счет».
Эмиграция и иммиграция. Эта тема, о которой сейчас говорят все, но мало кто пытается преподносить ее в легком ироничном ключе, как и получилось у режиссера Алены Званцовой. Несмотря на большое число приехавших в Москву или только мечтающих оказаться там, есть желающие ее покинуть навсегда. Например, главный герой фильма Званцовой «Норвег» в исполнении Евгения Миронова — талантливый, образованный, полный сил и идей москвич Кириллов, ожидающий приезда девушки, на которой планирует жениться и уехать в Норвегию. Но вдруг в его жизни появляется родственник, который просит присмотреть пару дней за бизнесом, состоящим целиком из мигранток-азиаток. Общение с ними, с инспектором ФМС и другими заинтересованными личностями заставляет героя осознать, что его место здесь, рядом с бывшей женой, которую он так и не разлюбил. Фильм получил второе место в категории «Выборгский счет». Видимо, народная любовь «Норвегу» обеспечена.
Если про тех, кто желает «свалить», еще можно пошутить, то про мигрантов-азиатов это сделать куда сложнее. И режиссер фильма «Побег из Москвабада» Дарья Полторацкая решила серьезно поговорить об этой проблеме. Действие картины происходит в наше время в Первопрестольной. Главная героиня — инспектор ФМС Маша Ласточкина — руководит оперативной группой по очистке столицы от нелегалов. По личным причинам к своей работе она относится жестко и беспристрастно, пока в отделе не появляется новый сотрудник — немолодой обрусевший таджик. Маша со временем приходит к осознанию, что в бездушном мегаполисе, куда она сама тоже приехала, можно выжить, только помогая друг другу. Жюри конкурса «Игровое кино» отметило картину специальным призом «За лучший сценарий».
Наиболее интересным фильмом о поиске себя и смысле жизни стал «Пионеры-герои» — дебютная работа актрисы театра и кино, сценариста и теперь уже режиссера Натальи Кудряшовой, которая является членом основного жюри, поэтому участвовать в конкурсе игрового кино ее работа не могла. На фестивале лента была показана в рамках программы «Выборгская премьера».
Фильм рассказывает о судьбах трех друзей, выросших в провинциальном городе в восьмидесятые годы прошлого века и сейчас живущих в Москве. Востребованная незамужняя актриса Ольга в детстве отличалась смелостью, а теперь страдает от приступов панических атак. Катя же мечтала о подвигах и очень боялась, что ее не примут в пионеры, потому что она не сдала дедушку-самогонщика в милицию. Сейчас девушка работает в крупном PR-агентстве и крутит роман с женатым мужчиной, который никогда не уйдет из семьи. Андрей Сергеев в школьные годы пытался создать таблетку от всех болезней, которая спасет человечество. Сегодня он политический аналитик, который 24 часа в сутки на связи и перед компьютером, а в свободное время снимает стресс игрой в «стрелялки». Даже в день рождения Сергеев не хочет все бросить и провести время со своей девушкой. Карьера, материальные блага и возможные перспективы почему-то не удовлетворяют потребностям героев, они пытаются найти смысл и свое место в жизни.
«Утpo Пeтepбуpгa»