Вплоть до конца января в залах Главного штаба Эрмитажа проходит выставка «Золотое поколение. Модернизм в финской архитектуре и дизайне», посвященная одной из самых ярких национальных школ прошедшего века в этой области. Мы задали Ксении Малич, курирующей эту выставку, вопросы о наследии сынов Суоми, переосмыслении их творческих идей и о наиболее интересных проектах, представленных в рамках экспозиции.
Почему вы выбрали принципом организации выставки тематический подход, а не комплексное представление каждого из архитекторов?
На выставке мы старались соблюсти хронологический принцип, но совмещая его с делением на отдельные темы. Нам хотелось показать, как модернизм проникает во все сферы жизни, как последовательно воплощается в самых разных типологиях и жанрах.
В чем заключается феномен финского модернизма? Каковы его принципы?
Он в умении не бояться собственной традиции. Несмотря на то, что «императив новизны» оставался ключевым понятием для периода становления современной архитектуры, в Финляндии все радикально новое сумели вырастить из уже существующей практики. В «век пара и электричества» там оставались актуальными даже традиции деревянного зодчества.
Каковы основные этапы эволюции финского модернизма?
В эту страну модернизм приходит чуть позже, чем, скажем, в Германию или СССР. Здесь в 1920-е годы архитекторы только пытаются нащупать верную дорогу, разучивая новые методы, но оставаясь еще в русле традиций ардеко, неоклассицизма. Зато в 1930-е был совершен невероятный прорыв. К этому времени относятся все классические примеры белого функционализма. И, конечно, именно тогда создал свои программные работы Алвар Аалто, прославив финскую школу.
После войны очень много было сделано в сфере жилого строительства: эти эксперименты 1950-х годов до сих пор актуальны. Например, район Тапиока в Эспоо выглядит вполне современно. Сочетание высотных домов и малоэтажной застройки, разбросанные по холмам среди сосен коттеджи, скалы и вода — не каменные джунгли, а воплощенная утопия.
Как сегодня используется наследие «золотого века» финской архитектуры?
«Золотой век» — это условное понятие. Традиционно им обозначают первые послевоенные десятилетия, когда на мировой сцене финский дизайн и архитектура получают признание. Но, в целом, инструментарий модернизма — те средства, которые оказались полезными, практичными, оправданными — все успешно переосмысливаются и применяются до сих пор. В Финляндии это касается не только модернистской практики, но и других традиций, унаследованных от предыдущих столетий.
Как в России представлен финский модернизм? И насколько актуально применение этого стиля сегодня?
На территории современной России — в Карелии и Ленинградской области — находится ряд памятников финского функционализма 1930-х годов. Например, в Выборге, Сортавале.
Библиотека Аалто в Выборге недавно открылась после реконструкции. Это очень важный и показательный реставрационный опыт. В мире по-прежнему не так много примеров счастливой реставрации памятников этого периода. Что касается актуальности модернизма, то любой большой стиль, а модернизм, безусловно, оказался большим стилем, предлагает ряд инструментов и методов, которые остаются востребованными. Это язык, на котором возможно ясное и рациональное высказывание. Не обязательно копировать примеры прошлого, но метод можно использовать.
Кто из архитекторов финского модернизма Вам больше всего нравится?
Не буду оригинальной: Алвар Аалто — выдающийся мастер. Захватывает его независимость, уверенность, внимание к мелочам. Мне также очень близки эксперименты 1960-х годов, которые вели Кирмо Миккола, Юани Палласмаа, Аарон Руусувуори. Если говорить о классиках раннего финского модернизма, то я также хотела бы выделить Паули Бломстедта. Возможно, история финского послевоенного модернизма была бы иной, если бы его жизнь не оборвалась так рано.
Расскажите подробнее о городской библиотеке города Сейнойоки, построенной по проекту архитектора Алвара Аалто в 1965 году, реконструированной студией JKMM Architecte и ставшей новой достопримечательностью города?
Аалто построил там не только библиотеку, но и здания муниципалитета, театра, церкви и прихода. Практически весь центральный ансамбль города спроектирован Аалто в 1960-е годы. Это его поздний период, здесь отработаны все любимые приемы архитектора, подведен своего рода итог. По этой завершающей стадии можно судить о результатах, к которым приходит финский модернизм в целом. Еще там есть очень любопытное здание гражданской гвардии — образец творчества Аалто начала 1920-х годов, когда он еще был очарован классической итальянской и шведской традицией.
В Сейняйоки сейчас рядом со старой библиотекой возведено новое здание по проекту бюро JKMM — одной из лучших современных архитектурных мастерских Финляндии. Там очень деликатно выстроен диалог со зданием Аалто. Тактичность — вообще характерное для финской архитектуры качество.
А насколько актуален на сегодняшний день, например, проект виллы Майреа?
Вилла Майреа — проект частный. Он стал результатом дружбы Аалто и семьи Гуллихсенов — Харри и Майреа, владевшими промышленным концерном «Альстрем». По заказу этой компании, кстати, Аалто построил свои первые экспериментальные жилые микрорайоны в Суниле, Каттуе. Это было социальное жилье для рабочих.
В случае с виллой Майреа мы также имеем дело с уникальным экспериментом, только уже более буржуазного характера. Это прекрасный дом для семьи, невероятно современный для того времени, с интерьерами, которые разработала Айно Аалто. Прогрессивному вкусу хозяев местная мебельная промышленность не могла угодить, поэтому многое разрабатывалось специально для виллы. Собственно, знаменитая компания «Артек» была основана именно по этой причине при участии Аалто и Гуллихсенов.
Финские архитекторы в настоящее время успешно побеждают на международных конкурсах. Что в этой области наиболее интересно с вашей точки зрения?
Мне кажется необычайно востребованной и важной сфера деревянного зодчества, местных ремесленных традиций. В современной финской архитектуре мы наблюдаем высочайшее качество всех работ, которые касаются применения дерева, как в интерьере, так и в конструктивных решениях. Мало кто сегодня может похвастать таким количеством выдающихся проектов с использованием этого экономичного, возобновляемого материала.
Какую национальную архитектурную школу планируете представить в Эрмитаже в будущем?
Это уже не первый проект, посвященный истории становления и развития национальных архитектурных школ в XX веке. Была выставка о голландской послевоенной архитектуре, о Баухаусе в Тель-Авиве. Думаю, будут еще проекты. Но, возможно, немного изменится их формат. Нам не хочется повторяться, и в каждом случае мы ищем новые решения.
О выставке:
Выставка, расположившаяся на двух этажах Главного штаба (о чем многие узнают, уже покинув Эрмитаж и так и не посмотрев половину экспозиции), представляет творчество Алвара Аалто, Аарне Эрви, Рейма Пиетиля, Вильо Ревелля, Уно Ульберга, Эрика Бриггмана, и, конечно, Элиеля Сааринена, благодаря которому идеи финских зодчих попали на американскую почву и в результате, без преувеличения, изменили ход мирового дизайна и архитектуры.
Образцы, создававшиеся сынами Суоми почти сто лет назад, до сих пор не теряют своей актуальности. Порой кажется, что они были придуманы буквально вчера.
Эта особенность заметна в архитектурных проектах, но особенно остро она ощущается при взгляде на дизайнерские объекты.
Мебель и предметы интерьера работы финских классиков до сих пор официально производят и в Европе, и в Штатах. Большинство из них отнюдь не относиться к категории общедоступных в плане цены. В то же время популярность этих шедевров сформировала рынок так называемых реплик, которые десятками тысяч создают китайские рабочие, чтобы сделать дизайнерские изыски доступными почти для любого.
Даже знаменитый шведский мебельный гигант не гнушается вдохновляться работами финских мэтров, предлагая своим покупателям переосмысленные, а проще говоря, чуточку видоизмененные, работы, созданные когда-то их, безусловно, гениальными соседями.
«Утpo Пeтepбуpгa»