Чтобы по-настоящему почувствовать эпоху Петра Первого, посетите дворец Александра Даниловича Меншикова на Университетской набережной Васильевского острова Санкт-Петербурга.
Дворец Меншикова — это первое каменное строение в Петербурге.
Строительство началось в 1710 году после взятия Выборга, и уже в 1711 году князь Меншиков отпраздновал новоселье. Три века назад дворец был меньше по размерам, но европейские гости по праву называли дворец первого губернатора Санкт-Петербурга главным украшением Васильевского Острова. Кстати, Васильевский Остров был подарен Александру Меншикову Петром Первым.
Вход в музей Дворец Меншикова несколько ниже уровня грунта, дворец за три столетия «врос в землю».
В наше время в Меншиковском дворце была открыта экспозиция Эрмитажа, посвященная началу 18 века — времени основания Северной столицы. Во Дворец вы можете доехать с Невского проспекта до остановки «Университет» на 1,10,11 троллейбусе или 7, 24 автобусе. Музей начинает работу с 10-30, и если приехать к открытию, вы без очереди купите билет в кассе.
Дворец Меншикова в Санкт-Петербурге, билеты, цены.
Стоимость билета в 2024 году с экскурсией — 600 рублей.
Посещение музея возможно только с экскурсией.
Экскурсии проходят примерно раз в полчаса, поэтому можно до времени начала экскурсии походить практически в одиночестве по старинному дворцу — в этом есть какая-то своя прелесть.
В музее есть гардероб, после которого попросят одеть войлочные тапочки поверх вашей обуви, поскольку будете ходить по плитке, которой более трехсот лет. Рекомендуем одеть удобную и легкую обувь без каблука.
В начале экспозиции представлена оригинальная плитка голландских мастеров, которую использовали в помещениях дворца. Позднее появится плитка российских мастеров. Отличить российскую от иностранной очень легко. Западные мастера на плитке изображали только сюжеты из жизни, а наши мастера в основном брали вдохновение из сказок и былин.
Перед осмотром помещений можно увидеть макет всего дворца. Музей в наше время занимает только часть здания.
По обычаю начала 18 века на первом этаже располагались хозяйственные помещения. Поварня — это место где готовили блюда для частых праздников во дворце. Всего было семь помещений, где готовили пищу. До нашего времени сохранилось только одно, где готовили блюда из мяса. Здесь представлена посуда 18-19 веков, подлинная кирпичная вытяжка над тремя дровяными печами.
Подлинные часы в рабочем состоянии и идут. Музей, кстати, славится множеством оригинальных часов, которые находятся в рабочем состоянии и время от времени можно слышать их бой.
Оловянная посуда в то время ценилась дороже, чем медная.
Это огромный ковш для пива из цельного куска липы. Две ручки — это корни дерева, идущие в разные стороны, а сама емкость выточена из основания ствола многолетнего дерева.
Фарфоровая посуда только начинала появляться, поэтому больше использовали металлические кувшины, кружки, тарелки.
В Поварне можно увидеть под толстым слоем штукатурки кладку, которой больше 300 лет.
Только представьте, как было жарко здесь, когда во всех трех печах разжигали огонь.
Во дворце губернатора Санкт-Петербурга была Токарня, где располагались различные станки, которые работали от ручного привода. Это настоящий токарный станок, на котором работал сам Петр Первый.
Это различные резаки для токарного станка.
Сундук для очень ценных вещей. Если присмотреться к крышке, то можно увидеть около трех десятков запоров, которые управлялись сложным механизмом под красивой металлической пластиной на крышке.
Шкаф с предметами обихода.
Эта комната за стеклом хранит настоящие костюмы Петра I. Ткань, которой больше трех столетий, помнит плечи первого российского императора и не любит света и сквозняка.
Макет первого корабля, который был собран на верфях Санкт-Петербурга. До недавнего времени такой корабль с алыми парусами проходил по Неве на выпускной вечер.
Это очень интересный экспонат — часть водопровода дворца Меншикова.
Далее мы попадаем в Большую палату.
«Нога колосса», предмет-курьез — очень популярное в 17 веке итальянское произведение искусства. Пальцы выполнены из полудрагоценного оникса.
Для освещения Большой палаты на потолке висит ажурный медный многоярусный подсвечник.
В центре стол и стулья работы западноевропейских мастеров. На столе большая серебряная чаша. В нее помещали бутылки вина со льдом.
Стены покрыты шпалерами 17 века, на них сюжеты из истории македонского царя Персея.
Замысловатые резные фигуры украшают шкаф для одежды.
Красивые колоны, мраморный пол (сохранился до нашего времени), статуи Париса, Флоры и Геракла встречают нас в Больших сенях. Триста лет назад гости со стороны Невы попадали сначала в это помещение.
Просто не верится, что по мрамору в Больших сенях ступал сам Петр Первый и Александр Меншиков.
Напротив входа в 1717 году был установлен бюст Меншикова с главными орденами России, Польши и Пруссии: Святого Андрея Первозванного, Белого Орла, Черного Орла.
Это старейшая деревянная лестница Санкт-Петербурга. За бюстом светлейшему князю была видна дверь — это выход в сад дворца.
Легко представить, как Петр Первый стремительно вбегает по лестнице на второй этаж дворца.
Кованая решетка около лестницы сохранила до нас маленькую хитрость Меншикова — переплетенные вензеля императора Петра I и Александра Меншикова.
Дворец Меншикова. Кордегардия. В этом помещении, которое расположено рядом с Большими сенями, находился дежурный офицер и несколько офицеров охраны князя.
Поскольку «вахтерское» ничего неделание быстро приедалось, то здесь проходили веселые офицерские пирушки, к которым часто присоединялись Александр Данилович и Петр Алексеевич.
По парадной лестнице попадаем в Верхние сени. Здесь привлекает внимание шелковое полотно, сделанное в Китае в конце 16 века. Один мастер делал вручную 10 квадратных сантиметров полотна из тонких «секретных» шелковых нитей в течение года.
На полотне изображены играющие мальчики.
Из Верхних сеней поворачиваем налево и попадаем в Переднюю. Здесь посетителей встречали два секретаря князя.
На столе подлинная подпись Александра Меншикова. Первый губернатор Петербурга хорошо читал по-русски и по-польски, но не умел писать, по крайней мере кроме его подписи под документами до наших дней ничего не сохранилось.
Место второго секретаря. Уникальный комод с большим количеством секретных дверец и выдвижных ящиков. Все государственные бумаги оформляли секретари, Александр Данилович только ставил свою подпись под ними.
Если гость давал понять секретарям, что его дело может решить только Меншиков, его провожали в Предспальню. В этом светлом и уютном помещении решались государственные и политические дела. Здесь же создавались и утверждались планы строительства Санкт-Петербурга. На стене портреты князя и его супруги Дарьи Михайловны. По словам современников — это была крепкая и счастливая семья.
Кабинет из прихожей. Стены отделаны голландской фаянсовой плиткой. Печь украшена плиткой русских мастеров. Очень интересно сравнивать сюжеты европейцев и россиян.
На столе стоит серебряный корабль на массивной подставке. Это и есть та самая «штрафная». Если гость опаздывал, корабль переворачивали и в подставку наливали около литра водки. Пока гость не выпивал до дна, корабль поставить было невозможно. Интересно, кто-нибудь опаздывал специально?
Дворец Меншикова. Варварин покой. Это спальня Варвары Михайловны — сестры супруги Александра Даниловича. Она всю свою жизнь посвятила семье и детям своей сестры. Часто помогала Меншикову, писала письма знатным людям Санкт-Петербурга. Комната отделана по моде того времени голландской плиткой. Это делало ее красивой, но очень холодной.
В комнате установлена большая печь. Около нее на длинной ручке висит «нагревательница постели», в которую клали угли и ею прогревали постель перед сном.
Это женский туалетный столик. Здесь много серебряных и золотых шкатулок для различной косметики начала 18 века.
В спальне самого князя не сохранилась кровать, но стоит 300-летний дубовый шкаф.
Если потянуть за среднюю ножку шкафа, выдвигалась секретная полка для очень важных документов.
В этом комоде князь хранил свою огромную коллекцию монет разных стран.
Дворец Меншикова. Ореховая комната. Это любимая комната Петра Первого во дворце князя. Она стилизована под капитанскую каюту, из окон видна Нева. Здесь Император любил проводить время за игрой в шахматы.
На стене портрет Петра, который написан за три года до конца 16 века французским мастером во время Великого европейского посольства.
Шикарные стулья Ореховой комнаты помнят Екатерину Первую и Анну Иоанновну.
Дворец Меншикова. Большой зал. Здесь праздновали все победы русских войск, дни рождения князя Меншикова, его супруги и детей. Если 6 ноября Петр I был в Санкт-Петербурге, он непременно спешил на празднование дня рождения своего лучшего друга.
Это музыкальный Орган-позитив, созданный английскими мастерами начала 18 века.
Дворец Меншикова. Портретная. В Портретной совсем немного картин, но их стоит внимательно рассмотреть.
Западная передняя. С этой комнаты начинались покои супруги Меншикова — Дарьи Михайловны.
Дворец Меншикова: западная часть отделана шелками китайских мастеров.
В 18 веке в Европе и в России стали модными китайские вазы.
К сожалению в настоящее время не все комнаты Дворца Меншикова доступны для просмотра. Но даже эта, открытая часть 300-летнего Дворца и его помещений дает полное представление о жизни первого губернатора Санкт-Петербурга, сподвижника Петра I. Подлинные предметы интерьера воссоздают перед глазами картины начала основания Петербурга. Сохранившиеся до наших дней экспонаты находятся в превосходном состоянии! Советуем выбрать время и посетить этот Дворец-Музей.
Купить билеты в Интернет (онлайн) можно по ссылке
Смотрите Музей Фаберже в Санкт-Петербурге