Дороги Санкт-Петербурга

рабочие ремонтируют дорожное покрытие

Каменная летопись Петербурга: от булыжников до гранитных набережных

История петербургских мостовых началась в 1714 году с указа Петра I, обязавшего горожан собирать дикий камень для мощения улиц. Каждый корабль, прибывавший в порт, должен был сдать 30 камней, телега — 3. Так началось создание каменного облика северной столицы, которое продолжается и сегодня.

Первые булыжные мостовые появились на Петроградском острове в 1710 году. Петровские инициативы продолжила Екатерина II, создав специальную комиссию по благоустройству. В 1824 году ввели «рядовую стилку» — упорядоченную кладку камней одинакового размера. Любопытным экспериментом стали деревянные торцовые мостовые, предложенные в 1832 году для снижения шума. Хотя эта технология прижилась в Европе, в Петербурге от нее отказались из-за влажного климата.

К 1882 году город мог похвастаться 674 тысячами квадратных метров булыжных мостовых, 138 тысячами шоссе и всего 1015 квадратными метрами асфальта. Последний впервые опробовали еще в 1839 году у Симеоновского моста, но неудачно — асфальт трескался от морозов. Успешное асфальтирование началось только в 1871 году на набережной Фонтанки.

Революция и Гражданская война нанесли серьезный удар по городскому хозяйству. К 1917 году 90% дорог содержались домовладельцами, но война помешала этим работам. К 1924 году наводнение уничтожило 350 тысяч квадратных метров мостовых. В 1930-х началось массовое асфальтирование, и только в конце XX века камень вернулся на улицы города.

Сегодня Петербург переживает новый каменный бум. Улица Репина на Васильевском острове — последняя, где сохранилась историческая брусчатка петровских времен — сейчас проходит реконструкцию. Параллельно обновляют гранитные набережные, некоторые участки которых не ремонтировались 60 лет.

Интересный факт: первоначально камнем мостили не проезжую часть, а пешеходные зоны. Кареты с деревянными колесами грохотали по булыжникам так, что это сравнивали с пушечной стрельбой.

Современные технологии предлагают компромисс — бетонную плитку, которая служит вдвое дольше асфальта (10-20 лет против 6-10). Однако настоящий гранит по-прежнему остается символом петербургских улиц. Карельские карьеры поставляют материал для новых проектов, продолжая традиции, заложенные Петром I три века назад.

Гранитные набережные — визитная карточка города — сегодня протянулись на 140 километров. Их история началась в 1766 году с Эрмитажного моста через Зимнюю канавку. Интересно, что интенсивное движение туристических катеров в последние 20 лет ускорило износ исторического камня, требуя более частых реставрационных работ.

Петербург продолжает балансировать между исторической аутентичностью и современным комфортом, сохраняя уникальный каменный облик, который делает его одним из самых красивых городов мира.