Декоративно-прикладное искусство в Музее Фаберже

музей фаберже зал яйца фаберже

Имя Карла Фаберже давно стало символом ювелирного мастерства, но его наследие гораздо богаче знаменитых пасхальных яиц. О малоизвестной стороне творчества великого ювелира — камнерезной пластике — рассказывает Михаил Овчинников, первый заместитель директора Музея Фаберже в Санкт-Петербурге.

Фаберже возвел камнерезное искусство на новый уровень, создавая изящные фигурки животных и цветочные композиции из разноцветных камней. Каждый такой предмет — настоящее произведение искусства, где природный рисунок камня органично вплетается в замысел мастера.

Вопреки распространенному мнению, декоративно-прикладное искусство (ДПИ) ближе обычному зрителю, чем абстрактная живопись. «Люди ежедневно взаимодействуют с предметами ДПИ в быту — от посуды до украшений, — отмечает Овчинников. — Проблема в музейной подаче: когда вещи изымают из привычного контекста, они теряют для публики часть привлекательности».

Яркий пример удачной презентации — лондонский музей Виктории и Альберта, где выставки, посвященные Дэвиду Боуи или истории свадебных платьев, собирают рекордное число посетителей. Секрет успеха в умении связать музейные экспонаты с современной культурой и повседневной жизнью.

Коллекция Музея Фаберже в Петербурге — это прежде всего исторические артефакты. Особую ценность представляют предметы, связанные с семьей Романовых: личные подарки императоров своим супругам. «Ценность этих вещей — не в золоте или драгоценных камнях, а в их провенансе, в историях, которые за ними стоят», — подчеркивает эксперт.

Советский период нанес серьезный удар по культуре ДПИ в России. Исчезновение из повседневной жизни красивых, качественно сделанных вещей привело к тому, что сегодня многие воспринимают их как музейные редкости, а не часть живой традиции.

Коллекция музея пополняется медленно — основные типологические группы уже представлены. Особый интерес представляет камнерезное направление, лучшие образцы которого хранятся в Британской королевской коллекции. «Это честно приобретенные вещи, часть общего культурного наследия», — отмечает Овчинников, не исключая возможности будущих совместных выставок.

Музей Фаберже делает ставку на экскурсионное обслуживание. «Нам важно не просто показать экспонаты, а рассказать их историю, объяснить, почему эти вещи стали культурным достоянием», — говорит заместитель директора.

Искусство Фаберже — мост между прошлым и настоящим, напоминание о том, что красота и мастерство не знают временных границ. И сегодня, как столетие назад, его творения продолжают восхищать ценителей по всему миру.