Дебют актрисы Натальи Кудряшовой в качестве режиссера — картина «Пионеры-герои», вышедшая в прокат еще в середине июня, — привлекла наше внимание на выборгском кинофестивале «Окно в Европу» как наиболее интересный фильм о поиске себя. Автор попыталась показать образ жизни и проблемы, волнующие поколение, которое сегодня создает историю страны. О том, чего не хватает нынешним тридцатилетним и как им быть, мы спросили у начинающего режиссера.
Это ваш первый полнометражный фильм. О чем он?
Я хотела поговорить о смыслах и их отсутствии — о вещах, которые меня сильно волнуют. На примере детства, которое у меня было, и настоящего, которым я живу, у меня родился вот такой сценарий. Он во многом документальный, и у персонажей есть прототипы — это все мои знакомые.
Поиск себя характерен только для успешных людей из больших городов?
Тема человеческого выбора между настоящим и имитациями касается всех людей. Каждый человек всю жизнь выбирает, и сиюминутный выбор не менее важен, чем глобальный. Дело не в том, что герои несчастливы, а в том, что они встроены в систему и она не отвечает их подлинным устремлениям. Мы сейчас часто и много имитируем. Настоящего становится мало везде — и в кино, и в журналистике, и в других сферах.
Главная героиня, актриса Ольга, в детстве была смелым ребенком, почему сейчас ее преследуют панические атаки?
Она высказывает авторскую позицию и хочет какой-то другой жизни. Это в принципе так и происходит: мы в детстве одни, а вырастаем в кого-то другого. Проблема Ольги в том, что она абсолютный герой нашего времени. Определяющий момент — когда она говорит, что хочет делать что-то важное, но она забыла, что надо делать. Это абсолютное состояние современных умов. У многих людей, которые живут в этой стране, есть накопленный опыт пустоты, невозможности. Если и есть рецепт, то только один — прислушиваться к себе.
Откуда взялась пустота?
Изменились время, страна, внутренние приоритеты. Я не говорю, что раньше было хорошо, а сейчас плохо. Просто подвиг как наивысшее проявление человеческой жизни заиронизирован. Мы погрязли в постижении материальных благ, особенно жители больших городов. В результате образовывается пустота. Время идет, люди растут и забывают себя. Мой фильм и об этом.
Складывается впечатление, что герои не только пусты внутри, но и одиноки…
Они не одиноки, у них есть семьи . Вопрос — есть дети или нет. Не думаю, что это дает смысл. От наличия детей только больше ответственности. Они плод любви, а не поиск смысла. Все важное внутри человека: насколько по-настоящему живешь, насколько честно говоришь и действуешь.
У Сергеева хорошая работа, любящая девушка, почему он несчастлив?
Сергеев — мальчик с «золотыми мозгами», ему нет применения в наше время, некем быть.
Даже максимальная реализация для каждого из героев не ответит их внутренним потребностям. Кем может стать Сергеев? Кем угодно! Но это ничего не изменит, потому что смысла нет. То же самое с Олей: снимется она в пяти блокбастерах — и что? Это прибавит ей смысла?
Если закончить линию Сергеева: путь к Богу — это выход?
Это мой первый фильм, искренний. Я не даю ответа, а ставлю вопрос. Не знаю, выход ли это. Я рассказываю историю человека, которая произошла. Нашел ли там что-то Сергеев? Возможно, да, а может, нет.
Получается, что только Катя совершила подвиг, o котором еще с детства мечтала?
Дело не в подвиге. Дело в готовности в какую-то минуту выбрать правильное, настоящее… Следовать девизу, который сейчас тоже заиронизирован: «Будь готов! Всегда готов!».
«Утpo Пeтepбуpгa»