Сказки для взрослых в Театре эстрады Санкт-Петербурга

идут по улице девушка и парень

В Петербурге рождается новый спектакль «BAJKI. Сказки для взрослых», основанный на старинных балладах и сказках. Славяно-европейские мифы, легенды, песни складываются в красивую историю на сцене Театра Эстрады. Премьера спектакля «BAJKI. Сказки для взрослых» состоится 7 октября.

В роли творцов волшебного мира выступают режиссеры Илья Архипов и Богдана Менгер-Молодовская. О своем спектакле и о том, насколько важно взрослым поверить в сказку, режиссеры рассказали в предпремьерном интервью.

То есть это будут знакомые всем с детства сказки?

Б.М.: Не случайно говорят, «все новое есть хорошо забытое старое». Большинство взрослых уже не помнит о существовании тех сказок, к которым мы обращаемся в спектакле. И мы пытаемся как можно бережнее пронести эти философски-страшные, но невероятно красивые мотивы через пропасть человеческого прагматизма. Оттого и предлагаем посмотреть на эти старинные сказания чуть более свежим взглядом.

В чем заключается свежесть взгляда?

И.А.: Мы предлагаем посмотреть на сказки не как на развлекательные истории для детей, а как на вполне реальные жизненные ситуации. Пускай там будет мистика, будет нечисть, но все это не для того, чтобы напугать. Мы просто хотим напомнить взрослым, что волшебство действительно нас окружает. Но единственной объективной причиной бед или, наоборот, удачи всегда является сам человек.

В наших сказках нет такой удобной формулы «во всем виноваты потусторонние силы». Мы настаиваем на том, что за все, что с человеком происходит, всегда ответственен только он сам. Однако никаких «истин в лоб» мы выдавать не будем — никакого морализаторства. Наверное, каждый зритель куда больше почувствует, чем поймет. И через призму красивых историй каждый сможет найти ответы на свои личные вопросы. Если постарается, конечно.

Если ваши истории «BAJKI. Сказки для взрослых» про действительность и про людей, почему тогда такой акцент на мистике?

Б.М.: В первую очередь, потому что наши истории — именно сказки, а не «былинки». С детства мама делилась со мной «другими» сказками. Все они были по-своему прекрасны, но непонятны окружающим меня детям. А средства к коммуникации, всем известно, закладываются именно в этом нежном возрасте, при помощи все тех же сказок.

И если ты не живешь в ярком диснеевском мире, ты автоматически превращаешься в белую ворону. Это только потом, став взрослой, я осознала, что читать Проппа и Эстес не только интересно, но и более чем нормально. В этом мы с Ильей схожи, эту меру восприятия и несем. И.А.: Не зря в детских лагерях рассказывают друг другу «страшилки». Людям интересна мистика, им интересно заглянуть по ту сторону крышки гроба. Пожалуй, потому что по ту сторону тоже может быть красиво — страшно красиво.

Как вы собрали актерскую команду? Был какой-то очень необычный кастинг?

Б.М.: Это они нашли нас, а не мы их. На кастинге у нас не было стандартного «спел, станцевал — уходи». Точнее, и такое было, но далеко не только это. Когда мы понимали, что человек нам нужен, мы начинали его «мучить». Просили, например, прочитать ахматовское «Сжала руки под темной вуалью» от лица юной барышни, сидящей в психиатрической лечебнице. Или же сходу сочинить сказку.

И.А.: И вот тут получалось самое интересное. Люди начинали думать, раскрываться. Мы брали критерий «поет, говорит, танцует» как норму, а вот если артист еще и думает, то он уже похож на нашего человека. Нам главное было понять, может ли артист быстро переключиться.

Б.М.: Когда сейчас мы смотрим на нашу команду, мы понимаем, что с нами остались именно те, кто нам нужен: молодые, но очень неординарно мыслящие люди. У каждого из них есть свое мнение, свой взгляд, которыми они не боятся делиться.

Ваша команда состоит из «своих» людей, а нужен ли вашему спектаклю «свой» зритель?

Б.М.: Наш зритель — это зритель думающий и участливый. Тонко сонастроенный с окружающим его миром. Тот, которому не чужда наивная, но сказочно-сильная вера в чудеса. Какими бы эти чудеса ни были.

И.А.: Мы хотим, чтобы это получилось честное, красивое, образное высказывание на тему, как мне кажется, забытую. Точнее говоря, не забытую, а превращенную либо в поп- культуру, либо в детский театр — в нем нет ничего плохого, но у него сугубо свои задачи. Нам важно показать рождение мифа. Такого мифа, который поразит визуально, в который захочется поверить и погрузиться.

Интересно:

Уличные театры в Санкт-Петербурге

«Утpo Пeтepбуpгa»