28 сентября исполняется 100 лет со дня рождения выдающегося советского режиссера Георгия Александровича Товстоногова, чье имя более двадцати лет носит один из главных театров страны — петербургский БДТ. Именно с Товстоноговым связывают «золотую эпоху» в жизни театра, который он сумел возродить и превратить в одни из лучших подмостков страны. Мы решили поместить архивную беседу с Георгием Александровичем, которая дает представление о его отношении к театру и о той эпохе, когда творил мэтр. С нашей точки зрения, подходы, обозначенные Товстоноговым в этом материале, опубликованном более полувека назад, не потеряли актуальности и сейчас.
1961 год в нашей стране проходит в едином стремлении советского народа достойно встретить знаменательное событие в жизни человека — XXII съезд Коммунистической партии Советского Союза. Естественно, что вся огромная армия работников советского искусства активно включилась в предсъездовское соревнование, всю свою работу, все свои успехи и достижения посвящая родной партии, родной стране.
Сейчас ленинградские театры возвращаются из гастрольных поездок. Открыл свой новый, 43-й сезон, и Большой драматический театр имени М. Горького. Гастроли коллектива в Москве и в Киеве прошли с особым чувством ответственности, это был отчет театра, проверка его творческих и идейных устремлений. Встречи с новыми зрителями, которые посмотрели почти весь основной репертуар театра, многое нам дали для будущего. Летние гастроли — замечательная традиция, это хорошая творческая зарядка на весь сезон.
Исторические предсъездовские документы, в которых начертана конкретная программа построения нового, коммунистического общества, ставят перед работниками советского искусства грандиозные задачи. Каким должен быть театр будущего? Это во многом зависит от нас, потому что сегодня возникают те тенденции, которые определяют пути развития искусства завтрашнего дня. Не так просто создавать такие произведения искусства, которые действительно находились бы в горниле современности, в центре самых волнующих, самых главных вопросов. Путь к современности — это путь к нашему современнику, необходимость проникнуть в духовный мир советского человека, творца всего лучшего на земле.
Вскрывать глубинные процессы, свершающиеся в жизни народа, улавливать основные тенденции в формировании героев наших дней — это и значит быть современным. Мы еще часто путаем такие понятия, как современность и злободневность. Эта путаница подчас превращает глубокий художественный образ в поверхностную иллюстрацию событий.
Искусству важнее всего психология человека, его мировоззрение, новые свойства и качества его. Написать пьесу о Юрии Гагарине или о Германе Титове — значит проникнуть в процесс формирования нового советского человека, человека коммунистического завтра. Умеем ли мы распознавать этих людей в процессе вызревания их подвига? Видим ли мы их тогда, когда создаются основы для будущего подвига, когда они еще не герои, известные всему миру, а когда они становятся героями? А ведь именно в этом состоит задача самого человечного искусства — искусства театра. Соединение высокой гражданственности, на которой зиждется наше советское искусство, и углубленной проникновенности во внутренний мир человека — в этом видится основа театра будущего, такой театр мы должны создавать сегодня.
Первой премьерой нашего нового театрального сезона, которую мы посвятили XXII съезду, будет постановка пьесы Александра Штейна «Океан». Работа над спектаклем почти завершена, мы с большим волнением выносим ее на суд ленинградских зрителей. Основным достоинством этой пьесы мы считаем создание образов трех молодых советских офицеров — Александра Платонова, Константина Часовникова и Святослава Куклина. Автору удалось показать процесс возмужания этих людей, их путь к высокой гражданственности, к понимаю своего долга перед Родиной, перед друзьями, перед близкими людьми.
Основные роли в нашем спектакле играют артисты Кирилл Лавров, Сергей Юрский и Олег Басилашвили. В трактовке этих ролей нам казался чрезвычайно важным возраст героев, тогда и пьеса приобретает более верное звучание. Это ни в коем случае не должны быть зрелые мужи, которым уже все должно быть ясно. Это люди, еще только вступающие в большую, взрослую жизнь, их жизненная позиция окончательно складывается и формируется в пьесе. Этот процесс мы и стремились воплотить на сцене.
Одной из самых значительных тем в пьесе стала тема дружбы. Верить в друга и знать его, может быть, лучше, чем он сам себя знает, — такое понятие об истинной дружбе утверждается новой советской моралью и в художественных образах пьесы решается своеобразно и убедительно. Этот спектакль выйдет накануне съезда, а в съездовские дни мы покажем еще одну премьеру — пьесу Константина Симонова «Четвертый». Автор, давно уже не выступавший в драматургии, вернулся в театр, чтобы сказать о благородной борьбе прогрессивных людей за мир в мире. Это пьеса o совести человеческой, которая не может молчать и не может спрятаться, когда в мире решается вопрос о будущем, о жизни и счастье человечества. Дело мира — в руках каждого честного человека – такова тема пьесы, талантливо написанной с присущей К. Симонову ясностью художнической и гражданственной позиции.
Таким образом, два спектакля, две пьесы ведущих советских драматургов — Александра Штейна и Константина Симонова, связанных давней творческой дружбой с Большим драматическим театром, посвящаем мы съезду Коммунистической партии. Мы приложим все усилия, чтобы в оставшееся время завершить эту работу в достойном художественном качестве.
Много лет меня лично как режиссера волнует проблема «Горя от ума». Очень хочется поставить эту бессмертную грибоедовскую комедию так, чтобы зазвучал гражданский темперамент этого страстного произведения. Надеюсь, что в новом сезоне ленинградцы увидят «Горе от ума» на сцене Большого драматического театра.
Новую пьесу «Моя старшая сестра» написал наш ленинградец Александр Володин. Здесь речь идет о человеческом таланте, о его созидательной силе в самой жизни.
Наряду с этими произведениями мы приняли к постановке в этом сезоне веселую комедию И. Штока «Божественная комедия». Здесь остроумно и легко высмеиваются некоторые популярные «божественные» легенды. Героями пьесы являются не кто иные, как Адам и Ева. Перипетии их небесных и земных странствий могут стать основой для веселого, необычного спектакля.
В новом сезоне мы надеемся получить пьесы от В.Ф. Пановой, А.Е. Корнейчука, А.Н. Арбузова, Д.А. Гранина.
Каждый театральный сезон ставит перед театрами все новые, каждый раз все более ответственные задачи. Этот сезон, который можно назвать съездовским, так как он весь посвящается съезду партии, должен быть особенно насыщенным. Надо многое сделать, чтобы быть на уровне современной жизни, на уровне великих свершений всего народа. Мы с радостью снова встречаемся с ленинградским зрителем. Несмотря на теплый, очень радушный прием в Москве и в Киеве, мы счастливы, что нашими постоянными зрителями являются ленинградцы, строгие, взыскательные и благодарные.
Материал был опубликован в журнале «Театральный Ленинград» №30 (658) за 13-19 сентября 1961 года.