Движение в летнем городе всегда хаотичное и расслабленное, никто никуда не спешит, маршруты меняются по мимолетной прихоти. В сентябре хочется подвести итог прогулкам и поездкам и порекомендовать тем, кто только ступил на родную землю, на что посмотреть и как объезжать.

Мы обнаружили самые раздражающие работы на дорогах, проверили, что изменилось в общественном транспорте и нанесли на карту прогулочный маршрут по местам,
которые могут заинтересовать не столько туриста, сколько местного жителя.

автомобили на Невском проспекте

Новости для автомобилистов

Самой радостной новостью для автомобилистов стал запуск станции метро «Спортивная-2» — не в том смысле, что большинство обладателей машин перебралось в метрополитен, отчаявшись стоять в пробках, а в том, что стройка на набережной Макарова наконец прекратилась и по ней можно проехать практически без остановок. Впрочем, остров до сих пор остается недружелюбным к автомобилистам: сразу после закрытия на капремонт павильона «Василеостровской» движение тут изменилось до неузнаваемости. До конца ноября закрыт Большой проспект от Детской до 22 линии, часть линий стала односторонней, а некоторые из тех, которые уже были таковыми, вдруг изменили направление. Если учесть, что в следующем году на капитальный ремонт закроют Тучков мост и другую часть Большого, жителям Васильевского пора пересаживаться на велосипеды.

запретили проезд и стоянку авто
В центре свои причуды: Смольный пошел на поводу активистов-урбанистов и закрыл участок Большой Морской улицы от Невского до Дворцовой — правда, там водители в основном парковались, а не проезжали. Здесь планируют создать туристический центр с пафосным названием «Портал в Петербург»: расставят продавцов сувениров и выделят легальные места для уличных музыкантов. На целых два года закрыли удобный проезд по Фонтанке между Итальянской и Инженерной. Но, помимо этих мелких неприятностей, водителей подстерегает одна крупная — очередная дата запуска программы платных парковок в историческом центре намечена на 3 сентября, а чиновники и на этот раз клянутся, что все заработает в срок. Первым «блином» будет территория, ограниченная Невским и Лиговским проспектами, Кирочной улицей и набережной реки Фонтанки.

Час стоянки будет стоить 30 рублей для мотоциклов, 60 — для легковых машин, 120 — для грузовиков — последний пункт вызывает недоумение, по закону крупный грузовой транспорт вообще не имеет права выезжать на Невский. Местным жителям, вполне вероятно, тоже придется платить за парковочное место — единственная радость в том, что с 20.00 до 8.00 платная стоянка становится бесплатной.

несколько пассажирских катеров

Для владельцев водного транспорта

Если же вдруг вы являетесь гордым обладателем плавучего средства и надеетесь передвигаться по городу на Неве, собственно, по Неве, спешим вас огорчить: делать это теперь придется очень неспешно. Отныне предельная скорость движения по рекам и каналам Петербурга составляет 8 километров в час — иные велосипедисты едут быстрее. Еще теперь нельзя совершать обгон под мостами и на каналах с односторонним движением, пересаживать пассажиров с судна на судно во время движения (оказывается, раньше можно было), высаживать туристов не на причалах, а где попало (у светофора остановите!), а также пользоваться пиротехникой. Вздрогнуть должны не только владельцы катеров и байдарок, но и турагентства, предлагающие экскурсии по «водным артериям Северной Венеции».

катера и прогулочные судна
С 23 августа запрещено движение по Адмиралтейскому и Бумажному каналам, Кронверкской протоке, а кроме того, по Обводному, рекам Монастырка, Крестовка, Волковка, Глухарка, Емельяновка, Оккервиль, Таракановка и части Пряжки. Наконец, удар ниже пояса: в период навигации с полуночи и до пяти утра выход прогулочных судов в Неву запрещен (строго говоря, это и раньше было запрещено федеральным законодательством) — никаких больше поцелуев под разводящимися мостами, разве что на борту сухогруза.

девушка едет в трамвае
Цивилизация вошла в двери троллейбуса №5 и трамвая №3.

Теперь в транспортных средствах, следующих по этому маршруту, можно оплатить поездку банковской картой с помощью специального валидатора. В конце сентября в Петербурге также заработает «временный проездной» — билет на проезд в наземном транспорте, дающий неограниченное число поездок, но действующий в течение 90 минут. Наконец, триумфально (хоть и с недочетами, помарками и поломками) запустилась «Спортивная-2», сменив ушедшую на ремонт «Василеостровскую», а заодно открылся вестибюль «Пушкинской» — ходят слухи, что зимнее повышение цен на жетоны в связи с такими затратами будет существенней, чем обычно. Связано это не только со строительством, но и с собирательством: 1 августа ГУП «Петербургский метрополитен» закрыл на обновление свой музей. В течение года на развитие экспозиции планируется потратить 73,5 миллиона рублей. Если вы там никогда не были — там, это на улице Одоевского, 29, станция метро «Приморская» — теперь придется мучительно ждать до сентября следующего года. А пока городской общественный транспорт совершенствуется, коммерческий повышает цены — теперь в маршрутках приходится платить круглую сумму 40 рублей.

stantciia-metro-pushkinskaia-v-sankt-peterburge
Куда заглянуть

Самой интересной тропой в центре этим летом стала «Книжная аллея у Михайловского замка» — читальный зал, книжный магазин и литературный гайд-парк под открытым небом. Проект работает до 3 октября, увидеть его своими глазами можно у северного фасада Михайловского замка. Книжные развалы, периодические печатные издания, обязательные сувениры для туристов и скамейки, на которых можно начать читать только что купленную книгу — получился культурный рынок в центре культурной столицы. Кстати, еще одна литературная новость осталась практически без внимания горожан, а зря: в июне в библиотеке НИУ ВШЭ на ул. С. Печатников, д. 16, к. 105/2 открылась огромная (более 1500 книг) библиотека Ричарда Стайтса. В коллекции американского историка, подаренной Высшей школе экономики Американским университетом Вашингтона, — труды по истории, социальным и гуманитарным наукам, английские переводы произведений русских философов, историков, публицистов.

После прогулки по книжной аллее стоит свернуть к Милионной: после нескольких лет реставрационных работ для публики открылась часть парадных залов Мраморного дворца. Работа была поистине кропотливой — оригинальные интерьеры зодчего Антонио Ринальди, созданные в XVIII веке восстанавливали по фотографиям и сохранившимся частям чертежей.

люди входят в Петропавловскую крепость
Перейдя Неву через Троицкий мост, стоит заглянуть на Заячий остров. После реконструкции, космос снова наш — на территории Петропавловской крепости заново открылся Музей космонавтики и ракетной техники. Он был основан на базе газодинамической лаборатории, которая в этом же помещении в 30-х годах прошлого века проводила исследования, которые легли в основу разработок космических летательных аппаратов и ракетного оружия.

Далее по Каменноостровскому можно двигаться до самой Малой Невки — там вас ждет один из старейших видовых парков города. На Петроградской стороне также после реконструкции открылся для публики Лопухинский сад, известный также как дача Громова. Памятник архитектуры между улицей академика Павлова и Малой Невкой долгие годы выглядел как жутковатый заброшенный парк, но благодаря 90 миллионам рублей, выделенным из бюджета, Лопухинский сад приобрел подобающий вид. Здесь высадили около четырех тысяч кустарников, вылечили старые деревья и посадили новые, отреставрировали ограды, возвели детскую площадку с набивным покрытием, отремонтировали берег Малой Невки, гранитные спуски, металлический мост, террасу и центральный вход, отреставрировали деревянный мост и ротонду и даже очистили внутренний водоем. Собственно, за дачу Громова еще не брались, но обещают начать работы до конца года.

«Утpo Пeтepбуpгa»