Санкт-Петербург заклеен, закрашен рекламой

Петербург обрастает нелегальной рекламой: слоями бумаги покрыты столбы, фасады домов, остановки общественного транспорта. Рекламой всего, что только можно, «украшены» тротуары. С этой проблемой пытаются бороться. Но только простые жители и общественные активисты.

Катастрофическая ситуация, которая сегодня сложилась в городе, заметна, кажется, уже всем. Бесчисленные объявления-посты, рекламирующие все — от койко-мест в дешевых общежитиях, до услуг девушек легкого поведения, заполонили весь город. Недавно отреставрированные фасады или окрашенные столбы очень быстро превращаются в печальное зрелище, словно изуродованное татуировкой лицо. То же самое с асфальтом или плиткой на тротуарах. Нанесенные краской с помощью трафаретов объявления предлагают услуги по ремонту ноутбуков, экскурсии по крышам и много чего другого, в том числе незаконного. Несмотря на то, что такая ситуация наблюдается в Петербурге не первый год, результаты борьбы с ней почти не заметны. Управляющие компании тратят деньги на обтягивание водосточных труб металлическими сетками, в качестве эксперимента наносят на них состав, на котором не держится клей. Обычные жители города либо срывают объявления, либо закрашивают их. Логика проста — если реклама не будет работать, то и пользоваться ей перестанут.

Компаний, предлагающих услуги расклейки, в Северной столице огромное количество. Простым поиском в интернете можно обнаружить множество сайтов, где такие рекламные «гуру» наперебой рассказывают о преимуществах работы именно с ними: используют особо прочный клей, наносят его на всю (!) поверхность объявления, ну и наклеивают объявления высоко — чтобы не срывали. Расклейщики объявлений — это, как правило, молодые люди крепкого телосложения. Ходят они обычно по двое, чтобы дать отпор тем, кому надоел мусор на стенах домов. Положа руку на сердце, стоит признать, что этой проблемой занимаются только активисты общественных организаций. Так, движение «Красивый Петербург» предложило властям использовать метод телефонного автоинформирования. С периодичностью в несколько минут на номер, указанный в объявлении, должен поступать звонок: автоответчик сообщит нарушителям, что рекламироваться таким образом незаконно. Такой метод, по данным активистов, сработал в Москве, где проблемы с рекламой на асфальте нет с 2013 года. Впрочем, наши власти не торопятся перенимать столичный опыт, ссылаясь на то, что это слишком дорого для бюджета. Отчищать столбы и фасады домов от бумаги и клея, видимо, дешевле.

На самом деле, проблема для города не нова. То же самое наблюдалось в 90-х годах прошлого века, когда предприимчивость граждан выросла, но инструментов доступной рекламы почти не было. Тогда помогли популярные газеты-классифайдеры.

В те годы значительного качественного эффекта в борьбе с незаконной рекламой, по словам Александра Евсеева, удалось добиться, прежде всего, потому что были консолидированы усилия горожан и бизнеса, при активной поддержке со стороны администрации города. Эта поддержка выражалась в создании благоприятных условий для самой прессы в сетях распространения и в прямой социальной рекламе программы «За чистый город».

При нынешнем положении дел Петербург, по словам медиа-менеджера, по количеству точек продаж газетно-журнальной продукции на тысячу жителей отстает не только от европейских, но и от многих российских городов. Да и сами сети распространения — даже такие известные, как «Метропресс» и «Нева-Пресс», тоже нуждаются в поддержке.

Лишенные нормального доступа к печатным СМИ и очарованные новизной, дешевизной и свободой — если не сказать анархией — интернета, простые граждане, мелкие предприниматели и крупный бизнес ринулись в пучину Всемирной сети. Масла в огонь подлили соцсети. В итоге, люди привыкли оставлять везде свои комментарии, посты, высказывания и прочее везде, без каких-то существенных ограничений.

Однако, как показало время, жизнь в оффлайн-пространстве продолжается, а разобраться в нескончаемом информационном потоке интернета, выделить там надежные и стоящие предложения и информацию не так просто, как может показаться на первый взгляд. И предприимчивые бизнесмены решили вернуться в реальный мир со вновь обретенной привычкой постить все и всюду.

Культурной столице в XXI веке явно нужна продуманная целевая программа, направленная на очищение города от нелегальной рекламы, создание в городе возможностей для развития доступных по цене рекламоносителей, в том числе общегородских, районных и муниципальных газет. И, что немаловажно, политическая воля для реализации этой программы.

«Утpo Пeтepбуpгa»