В сердце Петербурга существует уникальное дошкольное учреждение, где малыши с ранних лет учатся понимать и ценить мировое культурное наследие. «Эрмитажный детский сад» №110 уже несколько десятилетий успешно реализует авторскую программу, превращая походы в музей в увлекательное приключение.
История этого необычного образовательного проекта началась в 1982 году, когда Надежда Кутьина, нынешний руководитель сада, познакомилась с сотрудниками Эрмитажа. «Первым нас заметил Борис Пиотровский, — вспоминает Надежда. — Он сразу проникся идеей и стал нашим главным вдохновителем». Сегодня проект продолжает развиваться под патронажем Михаила Пиотровского, который лично участвует в жизни сада, посещает детские праздники и даже помогает разрабатывать образовательные программы.
Особенность «Эрмитажного детского сада» — в особом подходе к воспитанию. Здесь нет привычных наказаний и повышения голоса. «Представьте: ребенок выбирает картину в зале импрессионистов и должен объяснить свой выбор. Это возможно только в атмосфере полного доверия», — поясняет Надежда Кутьина.
Программа строится на постепенном погружении в мир искусства. Сначала малыши знакомятся с Русским музеем, затем — с Этнографическим, и только к пяти годам готовы к посещению Эрмитажа. Особое внимание уделяется античной культуре, Древнему Египту и средневековым традициям. «Мы связали египетскую тему с Пушкиным через его предка Ганнибала — так история становится ближе и понятнее», — делится педагог.
Один из самых запоминающихся моментов для воспитанников — церемония посвящения в рыцари, которая проходит в соответствующем зале Эрмитажа под руководством герольдмейстера России Георгия Вилинбахова. А для воспитателей регулярно проводятся специальные занятия в музее — сегодня каждый педагог сада может провести 13 разных экскурсий по эрмитажным залам.
«Наша цель — не вырастить искусствоведов, а научить детей получать радость от общения с прекрасным, — подчеркивает Надежда Кутьина. — Каждая тема завершается праздником в костюмах соответствующей эпохи — так материал усваивается лучше».
Хотя аналогичные проекты существуют (например, при Русском музее), «Эрмитажный детский сад» остается уникальным явлением. Его выпускники продолжают обучение в специальной группе эрмитажного школьного центра, сохраняя связь с музеем на долгие годы. Как говорит Надежда Кутьина: «Если бы каждый музей взял шефство над детским садом, сколько бы счастливых детей стало в нашем городе!»
Этот необычный образовательный эксперимент доказывает: любовь к искусству можно и нужно воспитывать с самого раннего возраста. И тогда поход в музей превращается не в обязательную программу, а в долгожданное путешествие в мир прекрасного.