Об аренде офиса в Санкт-Петербурге

несколько организаций в здании

Кризисные явления в российской экономике неизбежно приводят к оптимизации затрат многих компаний — не нашедшие правильной формулы вынужденно уходят с рынка. Пути решения разные, в том числе сокращение персонала, перевод части сотрудников на удаленную работу и снижение расходов на аренду офиса. Кто и как режет затраты арендные платежи мы разбирались вместе с экспертами рынка.

Ситуация на рынке офисной недвижимости сейчас такова, что собственники отдельных помещений и бизнес-центров в попытках сохранить старых клиентов и привлечь новых зачастую идут навстречу арендаторам вне зависимости от класс помещений. Судя по различным экспертным обзорам, ставки аренды замерли. На конец июня, по данным NAI Becar, ставки с учетом НДС и эксплуатационных расходов в классе А составили в месяц 1 535 руб./кв. м., в В+ и В — 1 135 руб./кв. м. и 970 руб./кв.м. соответственно, а в классе С — 810 рублей за «квадрат».

— В сентябре, как и в январе-феврале, происходит активный переезд компаний из центров класса А и В+ в БЦ попроще с уменьшением арендуемой площади примерно в два раза, — комментирует ситуацию Николай Лавров, генеральный директор агентства «Недвижимости Петербурга». — Часто эти переезды возникают из-за того, что помещение продается и арендаторов выселяют, заставляя находить новое место в течение 2-3 дней.

— Из-за снижения ставок в наши офисы группы класса В переезжают компании, ранее занимавшие офисы класса С, — сообщают в отделе аренды сети БЦ «Сенатор», — причем преимущество отдается офисам в Центральном районе.

— Ротация арендаторов есть и будет всегда, — возражает Борис Жуков, генеральный директор УК «Теорема». Это связано с тем, как развивается их бизнес. И если сравнивать с докризисной ситуацией, сейчас в наших зданиях миграция арендаторов на обычном уровне: в августе она затронула 2,6 % от общей площади девяти бизнес-центров.

Рынок офисной недвижимости сегодня обретает новые черты, позволяя снизить затраты на аренду. Уже несколько лет спросом пользуются бюджетные варианты: коворгинги, мини-офисы и офисы на час. Эти площадки рассчитаны на малый и средний бизнес, индивидуальных предпринимателей, представителей творческих профессий и фрилансеров.

— Коворкинги сейчас популярны, — подтверждает Николай Лавров. — Для малого бизнеса это хороший выход: можно снять рабочее место и пользоваться им. Это достаточно презентабельно, модно и не требует больших затрат.

Все коворкинги устроены по-разному. Например, «Зона действия», самый большой коворкинг Петербурга, расположенный в лофт-проекте «Этажи», отличается воздушной атмосферой. Здесь плавающее рабочее место обойдется в 6 000–8 500 рублей в месяц, а вот аренды на час или день тут нет.

Особенность коворкинга «Своими руками», находящегося том же здании, что и «Зона действия», — специализация на начинающих и опытных мастерах по декоративно- прикладному искусству. Абонемент сюда стоит 5 000 рублей, а за один час вы заплатите 120 рублей.

— Наша мастерская-коворкинг за год существования сильно развилась и увеличила клиентскую базу, — отмечает Анна Власова, учредитель проекта. — Аренда рабочих мест у нас выгодна: не каждому мастеру по силу снять целое помещение, в то время как в коворкинге плата делится на всех арендаторов. Сегодня «Своими руками» работает в полном объеме, его заполняемость — не менее 70 %.

Коворкинг-центр Gnezdo примечателен местоположением в мансарде дома 19/8 на Б. Конюшенной. Здесь две зоны: отдельные кабинеты до 70 кв. м и большой open-space. Отдельное рабочее место стоит 7 500 рублей в месяц, причем за эти деньги можно пользоваться даже душем. Месячная плата за аренду кабинетов равна 1400-2000 руб./ кв. м. Среди «постояльцев» легко встретить москвичей, англичан, шведов. Как рассказал владелец Gnezd’а Евгений Хитьков, коворкинг всегда заполнен на 80–90 %, а в офисы постоянно состоит очередь из порядка 10 компаний: «Помещения в Gnezdo пустуют максимум 1-2 недели — съехавших арендаторов тут же заменяют новые».

Мини-офис — удобный вариант бюджетного представительского или дополнительного офиса. Петербургская компания «Офис-М», например, предлагает в аренду два варианта в различных бизнес-центрах — кабинет и рабочее место. Оба полностью оборудованы и предполагают качественные условия и услуги вплоть до секретарского обслуживания. Стоимость отдельного кабинета площадью от 10 до 61 кв. м начинается от 15 000 руб. в месяц. За рабочее место придется выложить 9 000 рублей в месяц. В пересчете на квадратные метры варианты получается не самым дешевым, но зато снимает часть головной боли и снимает необходимость переплачивать за лишние «квадраты».

Для тех, кто хочетт иметь офис, но не платить за его аренду, существует услуга «виофис» — реальный офис без квадратных метров — виртуальное бизнес-пространство с престижным адресом, почтовыми и секретарскими услугами и возможностью иметь рабочее место на выбранном объекте. Например, цена такого удовольствия у «Офис-М» — 2 900–6 500 рублей в месяц.

Еще вариант сэкономить — «офис на час». Полностью оборудованный кабинет или конференц-зал стоит в час 200–6 000 рублей. В такой формат недавно переквалифицировался бывший коворкинг RePlace club на Лиговском, 63. Сегодня здесь сдаются помещения под мероприятия на 4–60 человек стоимостью от 600 до 3 600 рублей.

— Нашими услугами пользуются те, кто проводит тренинги, — рассказывает Игорь Лукашев, менеджер проекта. — По сравнению с концом прошлого года, нынешней осенью клиентов стало больше, а заполняемость достигла примерно 70 %.

Однако арендодатели могут нарваться и на другую категорию клиентов, о чем предупреждает Николай Лавров.

— Офисы на час — штука не всегда понятная, — говорит он. — Вопрос в том, какие клиенты приходят снимать, можно ли этим людям доверять. Достаточно часто офисами на час пользуются мошенники, желающие принять в одном месте большое количество людей, а потом радостно исчезнуть.