Новые правила охраны труда с 2015 года

В мае вступили в силу новые правила охраны труда, заменившие советские стандарты. Среднестатистический менеджер в Петербурге вряд ли задумывался, тем более летом, что его труд кто-то охраняет. Оказалось, что Министерство Труда печется обо всех гражданах страны, в том числе о многочисленных работниках офисов. Мы разбирались с тем, какие требования офисный планктон должен предъявлять руководящим акулам бизнеса.

Любители придраться к каждой запятой тут же нашли повод для шуток: операторы ЭВМ (то есть, говоря языком нашего времени, офис-менеджеры) попали в список профессионалов с опасным производственным фактором. «Для защиты от общих производственных загрязнений» работодатель обязан выдавать офисному планктону халат или специальный костюм, а тем, кто постоянно находится перед экраном монитора (хотя по тем же правилам сотрудник не должен проводить у компьютера более 50% рабочего времени), необходимы специальные очки для защиты от «проявлений компьютерного зрительного синдрома».

Вдогонку менеджерам предлагалось поверх халата или под халат – кому как удобно – надевать еще один костюм защиты от вредных биологических факторов, под которыми ведомство подразумевало всего лишь комаров. Минтруда опубликовало несколько пространных опровержений, надуманно разделив оператора ЭВМ и менеджера по разным категориям: ложки нашлись, но осадок остался.

Ни для кого не секрет, что охрана труда – не самая популярная графа расходов в смете компании, это хорошо заметно по регулярным скандалам с участием застройщиков. Однако строители, особенно высотных сооружений, действительно входят в группу риска, а на проблемы со зрением работников офисов закрывают глаза и руководители предприятий, и ведомства, и, к сожалению, сами сотрудники.

Как оказывается, рулетка – незаменимый помощник при устройстве на работу. Не та, которая благоволит везунчикам, хотя многим не помешает удача на собеседовании, а та, которой измеряют расстояния.

Место для сотрудника, работающего за компьютером более 4 часов в день, не должно быть менее 4,5 квадратных метров. А если в компании до сих пор стоят мониторы с электронно-лучевой трубкой, то площадь увеличивается до 6 кв.м. Расстояние между задней поверхностью одного монитора и экраном другого должно быть не менее двух метров, а между боковыми поверхностями устройств – не менее 1,2 метра.

Столешница должна быть на расстоянии от пола не менее 60 сантиметров, экран не должен быть ближе 50 и дальше 70 сантиметров от глаз сотрудника, ниже уровня глаз на 5 градусов, и располагаться в прямой плоскости или с наклоном на оператора на 15 градусов – тут придется брать с собой транспортир.

Если вы не проводили эти замеры, поинтересуйтесь, ведь санитарные нормы и правила придумали не для того, чтобы досадить работодателю, а для того, чтобы у сотрудника не возникало проблем со здоровьем. Кстати, если вы проводите перед компьютером на работе больше четырех часов, руководство должно регулярно отправлять вас на медосмотр.

Стара как мир шутка о том, что летом в офисах начинаются войны между теми, кому жарко и теми, кому дует. По нормативам, зимой в бизнес-центре должна быть установлена температура от 20 до 26 градусов, а летом – от 21 до 27. Кондиционеры и жалюзи – само собой разумеющиеся вещи.

Дневной свет, конечно, предпочтительней, но и его бывает много. По российским нормам, освещенность офиса должна быть установлена в районе 400 люксов (Лк), в Европе нормой считается 600 люксов. Для примера, 1000 люксов – это примерное освещение на улице в момент восхода или заката в ясный день.

Следующим после недостатка или избытка освещения раздражающим фактором является шум. Если отвлечься от тонкостей и градаций, в среднестатистическом офисе уровень шума не должен превышать 60 дБА. Это так же громко, как наполнение бачка в унитазе и чуть тише, чем стандартная стиральная машина или пылесос.

Наконец, обеденное время сотрудник не должен проводить за рабочим столом – если в бизнес-центре есть своя столовая, именно служебная – для сотрудников, ему надлежит отправиться туда. Если ее нет, работодатель должен организовать отдельное помещение для обеденного перерыва работников.

В 2015 году в Петербурге планируется ввести в эксплуатацию всего 13 бизнес-центров, общая  площадь  помещений  –  158  000 квадратных метров. Большинство проектов, которые еще не вступили в фазу непосредственного строительства, заморожены, но и в этих зданиях вряд ли будет сильна конкуренция за место.

В Петербурге бизнес-центры классов B и B+ стремительно входят в моду; класс А держится за счет снижения цены, к тому же появилась тенденция к уменьшению пространств. Потому и нужно приходить на собеседование с рулеткой.

Самое интересное, что классы присваиваются не с помощью строгих стандартов, а оценщиком на глаз. В итоге офис люкс-сегмента легко может не соответствовать санитарным нормам: A класс символизирует интересную архитектуру, развитую инфраструктуру вокруг, службу безопасности и качественную отделку помещений, но не уровень освещенности или шум.

Теоретически, каждый из объектов проходит проверку госслужбами перед вводом в эксплуатацию, но беда в том, что по факту собственник не эксплуатирует помещения, а сдает внаем, снимая с себя многую ответственность. Собственник имеет парковку, но не гарантирует всем сотрудникам фирмы парковочные места – их наличием должен заниматься работодатель. Собственник может дать рекомендацию по тому, сколько рабочих мест может быть в помещении, но столы расставляет арендатор. Собственник может гарантировать освещенность пустого пространства, но не уровень освещенности каждого рабочего стола. Так и получается, что высший класс центра не всегда показатель качества офисного пространства у конкретного арендатора.

При устройстве на работу приходится подписывать много бумаг, среди них будет и инструкция по технике безопасности, в которой нужно кроме автографа прописать слово «ознакомлен». Чаще всего эти инструкции типовые и напрямую продиктованы действующими правилами и нормами. Читать их никто не любит, но для общего развития офисному работнику полезно узнать, под чем он подписался и с чем, собственно, ознакомлен посредством инструктажа, который, впрочем, тоже проводят нечасто.

Итак, сотрудник должен прибывать на работу заблаговременно для исключения спешки. Самостоятельно очистить рабочее место  и протереть монитор. Каждое утро надлежит проверять уровень наклона монитора и высоту спинки кресла. В некоторых особенно дотошных инструкциях рекомендуется в случае обнаружения того, что монитор слегка наклонился, сообщать об этом руководителю и до устранения неполадок к работе не приступать. Во время работы компьютера запрещено переключать разъемы кабелей и устройств, то есть перед тем, как вставить флешку, выключите компьютер, причем ни в коем случае не выдергивайте вилку из розетки за провод, это тоже может повлечь за собой выговор.

Наконец, закончив тяжелый день, приведите в порядок рабочее место и выходите из офиса аккуратней: в некоторых договорах предписано, что сотрудник по пути из офиса до дома должен идти только по пешеходным дорожкам.

рабочий с молотом и флагом
«Утpo Пeтepбуpгa»


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *