Недорого и элегантно одеться в Санкт-Петербурге

парни и девушки стильно одеты

Дешевая вещь — почти наверняка бывшая в употреблении, таково сознание массового обывателя. А значит, пиджак с чужого плеча или шляпа с чужой головы уже теряют в привлекательности на фоне массового производства монотонных  вещей. Магазин-салон OFF опровергает этот стереотип уже много лет: его команда придирчиво селекционирует, реконструирует и продает вещи, которые из разряда б/у перешли в винтаж. В чем разница, основатель магазина Алексей Ешин рассказал нам.

Как и с чего начинался магазин OFF?

В 2003 году мы с братом решили заняться своим делом и открыть магазин, в котором будут продаваться вещи, бывшие в употреблении, но качественные, отобранные нами лично и, по необходимости, восстановленные. Аналогов в Петербурге тогда не было, но можно было найти похожие заведения в Европе. Мы придумали название, после долгих поисков выбрали помещение — маленький подвал напротив клуба «Грибоедов» — откопали некоторое количество вещей и договорились с большими оптовиками, владеющими огромными складами товара, о том, чтобы брать вещи на реализацию, — и пошло поехало. До того, как наладили связи с поставщиками, копали на блошиных рынках. Тогда главный блошиный рынок города был у метро «Ладожская»: кроме «блохи» там был и секонд-хенд с вещами по 5 рублей и по 10. Еще был похожий развал на «Пионерской». А вот известная всем «Удельная» начала привлекать людей позднее: там мы стали искать через год-два после открытия OFF, когда у нас уже были прочные знакомства в первых двух местах. Тогда мы еще не ориентировались на винтаж, OFF в то время назывался exclusive second-hand — несколько лет назад назад такое позиционирование можно было себе позволить. Мы отбирали необычные, интересные, красочные вещи.

Как вы выбираете вещи с точки зрения их качества? Если вещь вам нравится, но она не совсем товарного вида, вы ее чините?

В первую очередь, надо проверять вещь визуально, чтобы ничего не было оторвано, испачкано так, что никогда не отстирается. Во вторую — надо проверять крой, как подшито. Плохо, если заметно, что рукава или брючины не слишком умело укорочены. На глаз проверяем степень износа, обязательно обращаем внимание на состав. Важно доверять тактильным ощущениям, все трогать. Если вещь действительно хорошая, но присутствуют дефекты, у нас была для этого небольшая студия — ну, как студия, швейная машинка и толковые ребята, которые постоянно креативили, могли что-то подшить, переделать, из трех вещей сделать одну. Работали художники, делали трафареты, была такая девушка, приходила к нам, сама шила трикотаж и делала аппликации на вещах. Но со временем спрос на такие поделки серьезно упал, и мы перестали делать арт-переделку, перешли плотно на ретро и винтаж. Спрос рождает предложение: в данной ситуации спрос упал — и предложения нет. Возможно, спрос появится, и мы, может быть, вернемся к этому. Но сейчас работаем иначе: мы только собираем и продаем вещи, а тогда позиционировали себя как exclusive second и позволяли себе такие интересные ходы, как продажа вещи с чужого плеча с новым арт-наполнением. Сейчас мы делаем только минимальную реставрацию на бытовом уровне. Дома стоит швейная машинка, мои жена и мама «с руками». Если нужна серьезная работа, отдаем в ателье, но делаем это крайне редко — после ателье вещь довольно серьезно вырастает в цене и может перейти в непродажную категорию. Так что туда мы обычно обращаемся, если хотим взять предмет в коллекцию: у нас есть собственноручно собранные внушительные коллекции сумок, шляпок, платьев. Если вещь подходит, тогда мы можем попытаться за нее побороться.

Чем винтаж отличается от обычной подержанной вещи?

Ключевую роль играет временной отрезок, когда вещь была произведена. Винтаж — это то, что старше 15-20 лет. Сейчас одежду начала девяностых годов прошлого века можно смело относить к винтажу. Вещь постарше — уже ретро, еще старше — антиквариат. Скажем, в ассортименте OFF сейчас вещи в стилях «ретро», «винтаж» и old school, старая школа — есть одежда пятидесятых годов, представлены 60-е и 70-е, разумеется, есть девятностые.

Тяжело поверить, что есть вещи, которым более полвека и они до сих пор в товарном виде.

Конечно, время не щадит ничего, встречаются вещи в состоянии, когда уже совсем все плохо: рукава на локтях или манжетах протерты до дыр, вещь засалена, испорчена окончательно. Но таких немного, большинство можно исправить. В Советском союзе, например, была такая практика — «перелицовывали» вещь. Скажем, человек носил пальто 5-10 лет, и верхний слой потускнел, выстирался. Вещь распарывали и выворачивали как бы наизнанку, другой стороной: тусклая сторона поворачивалась к подкладке, а бывшая внутренняя выходила наружу. Старые вещи часто приходится спасать, как бы мы ни старались отбирать сохранившиеся лучшим образом: пуговицы подшивать, швы переделывать. На наше счастье в то время, 20 лет назад, одежда, которая производилась в мире, была, на мой взгляд, гораздо качественнее нынешней, и это показывает практика. К тому же тогда к вещам лучше относились, берегли больше. Можно встретить вещь, которой 50 лет, а она выглядит, как новая.

Через 15-20 лет увидим ли мы современные вещи в магазине винтажа?

У каждого на этот счет свое мнение. Например, историк моды Александр Васильев считает, что для него время остановилось, все, что сейчас производится — современный стиль и таковым останется через 10, 15 или 20 лет. Если спросить меня, я считаю, существует возможность того, что вещь, произведенная сегодня станет винтажом. Но только не вещь из массмаркета, а что-то более авторское, либо высокая мода. У нас подружка учится в Штиглица, сделала авторскую коллекцию платьев, эта коллекция выглядят обалденно: сшиты красиво, качественно, из хорошего льна — понятно, что это произведения искусства. И сейчас они в тренде, а через какое-то время, уверен, перейдут в разряд ретро.

Большая команда работает над селекционированием вещей для OFF?

Я, моя жена и моя мама. Мы в этом хорошо разбираемся и не хотим доверять эту работу никому другому.

В OFF тяжело найти две одинаковых вещи, скажем, разного размера?

Одинаковых вещей практически нет. Очень редко такое случается, разве что есть такое понятие dead stock — это когда на каком-то складе много лет назад затерялась коробка с товаром, про нее забыли, она пылилась в дальнем углу и в результате подробной инвентаризации случайно нашлась сейчас. Это уже не массмаркет, вещи в этой коробке уже давно не в моде. Допустим, там десяток рубашек с большим воротником прямиком из семидесятых годов. Эту коробку отдают за копейки, потому что на складе она только занимает место. Но это редчайшие случаи, а, как правило, все вещи в OFF представлены в одном экземпляре. Мы отбираем их самостоятельно, вдумчиво и когда встречаем кого-то на улице или на фото в журнале в наших вещах, мы даже можем вспомнить, как эту вещь нашли. Сейчас по каналу «Россия-1» идет сериал «Непридуманная история», сюжет разворачивается в 60-80-е годы — они взяли в качестве реквизита очень много наших вещей. Мы очень трепетно относимся к этому делу и стараемся не только восстановить и продать, но и сохранить многое для себя и для истории.

«Утpo Пeтepбуpгa»