27 августа на территории культурного центра Beatnik (который по старой памяти называют клубом в честь владельцев, ранее руководивших «Домом Быта») откроется временный проект Pop-up театр.

Вплоть до 4 октября в помещении Beatnik будут показывать спектакли, которые практически не встречаются на многочисленных сценах города, хотя их ставят обладатели театральных премий и любимцы строгих критиков. Эти постановки можно будет увидеть, зайдя в кофейню, на сцене бара в разгар уикенда и даже на квартирниках. Идеолог Pop-up театра Виталий Ерошеня рассказал нам, как внутри клуба построили театральный зал и прилично ли прийти в театр на завтрак.

Вкратце расскажите, с чем мы имеем дело, что такое ваш Pop-up театр?

У меня и у знакомых мне режиссеров — Дмитрия Волкострелова, Семена Александровского — появилась идея создать театр, который можно переносить из пространства в пространство. Я хотел устроить что-то подобное для московского театра «Практика», когда делал им гастроли в Петербурге. Первой площадкой стал Beatnik, потому что у ребят есть помещение, они обеспечили нам райдер, понимая, что культурный контент их площадке не помешает. После «Дома Быта» они хотели выйти на другой уровень, и наш проект стал нелишним для этого. Нам же эта площадка очень удобна: в самом центре города, на 70 человек. Мы ведем переговоры, собираем партнеров и спонсоров, и я уверен, что сразу после Beatnik начнем готовить театр на новой площадке. Пока мы не придем к тому, что найдется подходящая нам постоянная площадка, будем так кочевать.

То есть идея Pop-up театра пришла не от хорошей жизни. Это не столько концепция, сколько необходимость?

Конечно. Но имея большое количество связей, друзей, возможностей размещения, мы подумали, почему бы не разместиться не в обычных арендованных залах, а в интересных модных местах. И стали работать в этом направлении.

На сцене Beatnik покажут спектакли неприкаянные, которых нет в по- стоянных репертуарах театров?

Это работы независимых театров. Дима Волкострелов с «Театром post» сам по себе, Семен Александровский тоже, я занимаюсь гастролями, многие наши друзья готовы приезжать в Петербург с московскими спектаклями. Обладая таким количеством связей, мы решились создать временное пространство для гастролей друзей и собственных постановок — в перспективе мы хотим выпускать премьеры под маркой нашего театра.

Нужна ли такая площадка? Неужели в городе негде представить гастролеров? Есть же, например, «Эрарта».

Там ребята молодцы, пытаются создавать хороший контент, но к ним же никто не хочет ездить. Надо понимать, что в Петербурге вопрос локации всегда стоял остро, если ты не в центре, то очень тяжело что-то продать. У «Эрарты» по-прежнему проблемы с посещаемостью. Я туда езжу, смотрю спектакли, вижу, сколько собирается людей и как непросто это дается организаторам.

Программа будет повторяться или обрастать новыми постановками?

Конечно, программа будет меняться. У меня своего контента нет, а Семен и Дима — режиссеры, которые показывают собственные спектакли в кафе, барах, клубах, ютятся где-то. У меня возникло ощущение, что эти постановки модная публика никогда не видела и никогда бы не узнала. Довольно широкая аудитория, которая приходит, например, на мой проект «Кино со вкусом», не видела эти спектакли, я могу это гарантировать. Им негде их смотреть, они в такие места не ходят. Сейчас же ребята будут выпускать свои работы под маркой Pop-up театра.

Разве не может быть такого, что спектакль поставлен для того, чтобы играться именно в баре?

Большинство спектаклей такого толка умело адаптированы, чтобы играться в баре. Это тоже происходит не от хорошей жизни, просто у ребят нет площадки, им приходится подстраиваться под обстоятельства.

У вас есть формат, по которому вы отбираете спектакли для фестиваля?

Некий формат есть. Мы не театр новой пьесы, но состав режиссеров, которые сейчас участвуют в проекте, может дать представление о формате. Естественно, мы не берем Могучего или Фокина. Хотя такие режиссеры тоже могут поставить интересный экспериментальный спектакль, который будет смотреться живо, молодо, актуально. Мы исходим не из имени режиссера, а отталкиваемся от спектакля, контента — мы же все смотрим.

Если считать эту площадку стартовой для совсем молодых театральных проектов, как им попасть к вам?

В театральном мире все друг друга знают, и нет места сюрпризам: появился человек, поставил крутой спектакль, а его никто не знает. Мы отслеживаем, общаемся со студентами, собираем информацию. Естественно, мы будем стараться предоставлять площадку молодым ребятам, если у нас получится развивать проект. Это в наших же интересах.

Насколько сложно собрать театр на коленке?

Мне кажется, во многих молодых театрах есть такая проблема — «собирания на коленке», недостатка стиля. Когда у людей нет понимания, чего хочется зрителям кроме, собственно, спектакля, получаются подпольные театры, которые кое-как существуют, появляются и исчезают за один сезон. У нас наработанные связи и дружеские отношения, совсем немаленький бюджет, работа со спонсорами.

Государственная поддержка планируется?

В идеале, я представлял это на примере театра «Практика». Они образовались как творческое объединение, зарекомендовали себя и получили поддержку. Я думаю, в какой-то момент мы придем к тому, чтобы эту поддержку получить, потому что без нее театр сейчас не может существовать, что-то ставить и развиваться.

У вас в программе есть несколько кинопоказов, как они попали в театральный проект?

Кинопоказы помогают привлечь внимание к проекту, к тому же они вполне соответствуют формату. Скажем, мы делаем премьеру фильма Ивана Вырыпаева, он известный театральный режиссер. Авторское кино, молодое кино нам интересно показывать. Театр ведь перестал быть просто театром. Возьмем за пример ту же «Практику». Там помимо спектаклей происходит целая жизнь. Театр — это ядро, а все остальное мы добавляем вокруг него. Театр нужно открывать и давать людям возможность находиться в нем с удовольствием и пользой не только за 10 минут до начала спектакля. Нужно больше доступа, чтобы вы могли зайти в любое время, посидеть в буфете, познакомиться с актером, встретиться с друзьями. Для меня «Практика» — очень хороший пример, там тебе рады в любое время, хоть на завтрак приходи. Без претензий, без необходимых вроде бы атрибутов. Никто же не отменяет при этом смокинги и вечера в Мариинке. Иногда и академизма хочется. От современного театра тоже устаешь.

Виталий Ерошеня
«Утpo Пeтepбуpгa»