Фестиваль «Точка доступа» в Санкт-Петербурге

несколько свободных мест в театре

В Санкт-Петербурге стартовал необычный театральный фестиваль «Точка доступа»: кураторы задались целью продемонстрировать петербургской публике возможности так называемого сайт-специфического театра. Site-specific theatre — это действо, происходящее в пространстве, не ограниченном рамками театра, не связанного со сценой и театральным буфетом: собственно, для неискушенного зрителя подобная постановка с трудом соотносится с театром

Сайт-специфический театр в Петербурге уже практиковали и Адасинский со своим театром Derevo, и Могучий с «Формальным театром», однако разовые эффектные постановки не складывались в систему, не формировали жанр: регулярные Site-specific представления в Петербурге начались с «Remote Петербург», о котором мы подробно рассказывали ЗДЕСЬ. Фестиваль «Точка доступа» стремится доказать, что Remote — не единичный случай, и подобный жанр перспективен даже в городе, где солнечных дней значительно меньше, чем пасмурных. Мы побывали на первом показе спектакля «В сторону белого КАМАЗа» и вернулись спустя три часа усталые и просветленные.

В тесном холле кинотеатра «Уран» недалеко от станции метро «Удельная» на премьеру собрались два десятка человек, среди которых нашлось место и заинтересованной молодежи и, казалось бы, нежданным гостям — «театральным бабушкам».

«Уран» — это стартовая площадка спектакля, продолжительность которого оценивается авторами не в часах, а в километрах: всего выходит 5 километров пешей прогулки с одним антрактом. Участникам выдают реквизит: тетрадки с описанием прохождения первой части представления, наушники с плеером, который предстоит включить в середине пути и, на всякий случай, карту маршрута. После этого указывают примерное направление, и каждый «зритель» (в кавычках, поскольку человек становится, скорее, ищущим наблюдателем, но никак не созерцателем) отправляется по знакам в сторону Удельного парка. Зрителю помогают ориентироваться указатели на асфальте и деревьях, изобретательные мемориальные таблички, плакатные растяжки на деревьях, карта и спины тех, кто идет впереди.

В этом театре не шепчутся, каждый поглощен своим маршрутом — наушники вовсе отрезают наблюдателя от других, оставляя наедине с голосом, указывающим направление и рассказывающим не слишком хитрый, но увлекательно стилизованный сюжет гоп-одиссеи.

Авторы постарались расставить указатели так, чтобы никто не заблудился, отчего местами интрига действа пострадала, но зато все выбрались из парка невредимыми; думается, местные жители до конца недели смогут добавить интриги, растащив домой забавные таблички вроде «Одиссей: «Б..!».

Эта «районная» одиссея собрана, по словам авторов, не только из древнегреческих мифов, но, в том числе, из баек местных жителей. Исходный белый КАМАЗ в кадре так и не появится — то ли он в Удельном парке этакий волчок, собирающий души тех, кто лежит на краю, то ли лодка Харона через Лету. Фотографии главных героев сказок, которые звучат в наушниках, показывают в самом начале — и захлопывают тетрадь перед носом, вежливо указывая на дверь.

В Удельном парке можно и заблудиться, отчего прослушанная часть «спектакля» не усваивается, пока ты кружишь по местным тропам в поиске опознавательных знаков. Меньше всего стоит торопиться. Держать неспешный прогулочный шаг придется вплоть до посадки в машину. На месте антракта, в небольшом кафе на Энгельса, гуляк собирают и пересаживают в авто (не КАМАЗ, хотя все ждали его) и отправляют по 8 человек на второй акт, который значительно короче и по сюжету, и по метражу, а дорожка приводит обратно к «Урану». «Театральные бабушки» в этом переезде с удовольствием делились воспоминаниями о студенческих поездках «на картошку». Им этот променад определенно нравился.

При всей внешней сумбурности происходящего, как бы  ни был настроен зритель — воодушевленно, саркастично или безразлично, «В сторону белого КАМАЗа» действительно оказывается ярким образчиком Site-specific, дающим неплохое представление о жанре.  Главный  фокус не в том, что весь мир вокруг становится театром, а в том, что все люди в нем становятся  актерами.  Человек, привыкший спектакли именно потреблять, смотря на сцену, оказавшись в наушниках в месте действия, склонен на уровне подсознания воспринимать людей вокруг — загорающих на траве парка, выгуливающих детей, выпивающих под деревьями и спящих на лавках, — как непосредственных участников, играющих свои роли. А если вдруг в сюжете обнаружится персонаж, похожий на случайного встречного, наблюдатель нет-нет, да и заподозрит в нем актера.

Эти недоумевающие местные жители, сами того не зная, оказываются участниками спектакля, действующими лицами, главными (за неимением других) актерами. Им хочется устроить бурные овации. Авторам тоже. Наконец, даже те, кто останется равнодушен к судьбе пуделя­ Геракла-Тихона, получат приятнейшую пешую прогулку по городу.

«Утpo Пeтepбуpгa»