Дети в ресторанах и кафе Санкт-Петербурга

Вопрос уместности присутствия детей в ресторанах и кафе остается в морально-этической области: в отличие от кинотеатров, строго ранжирующих посетителей согласно официальным возрастным рейтингам, общепит не подконтролен государственным комиссиям. Мы исследовали вопрос на практике.

Среднестатистический посетитель ресторана приходит туда, разумеется, не играть с чужими детьми и не наблюдать за их капризами. С точки зрения этого посетителя, дети в ресторане – не то чтобы зло, но, определенно, отвлекающий от трапезы, а в некоторых особо тяжких случаях, раздражающий фактор. Такие гости в душе мечтают, чтобы дети оставались дома с бабушкой или отправлялись в детскую комнату ресторана, где были бы изолированы от происходящего в основном зале. Так будет спокойней и посетителям, и официантам, разносящим блюда.

Совладелец ресторана Red Steak & Wine Эльдар Кабиров делит маленьких посетителей на две группы – на способных передвигаться самостоятельно и грудных малышей: «Детям до года или полутора лет тяжело что-то объяснить, если люди приходят с грудным ребенком, а он кричит, то, подойдет к ним официант с предложением помощи или не подойдет, ничего не решится. С другой стороны, сейчас люди стали гораздо лояльнее относиться к таким ситуациям в ресторанах, даже если у нас в пятницу вечером полная посадка, все относятся с пониманием. Бывают случаи, когда ребенок сильно кричит, тогда его просто уносят на улицу или в машину и успокаивают: родители сами прекрасно понимают, что причиняют другим гостям дискомфорт».

С детьми, бегающими по залу сложнее. Когда Эльдар находится в ресторане, он лично подходит к родителям и просит следить за детьми: «Это вопрос безопасности. Официанты носят горячие блюда, если под ноги попадется ребенок и ему на голову прольется горячий суп, последует тяжелое разбирательство. Но конфликтов с родителями, как правило, не бывает». Детская комната в Steak & Wine Red – пространство, не связанная с общим залом.

«Конечно, есть мамочки, которые считают, что лучше всех знают, как себя вести, но всего раз за шесть лет работы мне сказали, что я злой, – когда, устав делать замечания родителям, обратился к ребенку напрямую».

Надо отметить, что в среде педиатров, детских психологов и специалистов по воспитанию единства в этом вопросе также нет. Одни утверждают, что нежная и ранимая детская психика может быть травмирована посещением такого людного и шумного места, как ресторан – относится это, в первую очередь, к детям до двух лет. Что касается старшего поколения, от двух до пяти лет, строгие специалисты утверждают, что нормы этикета в этих детях еще недостаточно крепки и сформировать их в таком возрасте – утопия. То есть правильная осанка и умение пользоваться приборами – это не про буйных пятилеток. Наконец, ребенок в этом возрасте просто не готов высидеть на стуле два часа кряду. Детская комната является в таком случае компромиссом. Увы, не у всех ресторанов есть возможность предоставить гостям с детьми комфортную детскую комнату, но она, конечно, необходима, замечает генеральный директор ресторанной группы «Шаляпин» Ольга Гицук.

Родителям обязательно стоит заглянуть в эту комнату, чтобы ознакомиться с условиями, в которых ребенок будет проводить время: «В первую очередь, комната должна быть светлая, хорошо проветриваемая, минимум пыли, следовательно, мало мягких  игрушек,  никакого  ковролина.

Во вторую – узнайте, присматривает ли кто-то за детьми, и кто именно это делает, каким образом это происходит. В третью – обратите внимание на то, чтобы игрушки были качественными». Если же детской комнаты все-таки в ресторане нет, Ольга считает, что необходимо выделить зоны, где родители могут находиться с детьми: «Маленькие гости могут быть шумными, но страшного в этом ничего нет, персоналу следует позаботиться о своевременном интересном занятии для маленьких гостей, и желательно не одном, о наиболее подходящем столике для гостей с детишками. А бывает и так, что в гостях у ресторана – молодые родители с грудным малышом, малыш расплакался – нужно помочь им найти укромное комфортное место, чтобы успокоить ребенка. И если всем остальным гостям шум все же доставил неудобство, нужно стараться приятным комплиментом, своим вниманием к ситуации и каждому, в ней оказавшемуся, исправить возникшую ситуацию».

Даже если детская комната в ресторане есть, не все родители горят желанием отдавать туда детей: для кого-то предложенное помещение не соответствует требованиям, кто-то не хочет оставлять ребенка без своего внимания, а иной считает, что присутствие за общим столом благотворно влияет на малыша. Последних наставляют более лояльные и, условно, продвинутые детские специалисты новой школы. Авторы множества современных пособий по воспитанию настоятельно рекомендуют приучать ребенка к социальной жизни, в том числе с помощью ресторанов. Сторонники такого способа социализации верят в то, что дети по умолчанию не капризны (если их таковыми не сделали родители), уважают старших, умеют себя вести на людях и понимают основы этикета, вне зависимости от возраста.

– Детские комнаты желательны, но на самом деле вовсе не обязательны, – замечает Полина Данилова, PR-директор ресторанного холдинга Food Retail Group, в который входят сети ресторанов «Две Палочки» и «Марчеллис». – Любой ресторан можно организовать таким образом, что в нем будет одинаково комфортно, как взрослым, так и детям.

– Если детской комнаты нет, то можно попробовать предложить малышу раскраску или игру за столиком родителей, – говорит Полина. – Родители должны заранее подумать об организации досуга ребенка. Следует понимать, что невозможно возложить все заботы о чаде на сотрудников ресторана. Перед походом в ресторан следует напомнить ребенку правила поведения за столом – это позволит предупредить ряд неудобных ситуаций.

Чтобы ребенок мог быстрее освоиться в новом месте, а семейный досуг был наиболее приятным и комфортным, родителям стоит предупреждать персонал об особенностях чада – гиперактивности, аллергиях, вкусовых предпочтениях. Безусловно, сотрудники ресторанов относятся с повышенным вниманием к гостям с детьми, однако тон должны задавать родители, а не официанты.

О детском пищеварении написаны многотомные исследования, уяснить из которых следует одно: далеко не вся взрослая пища подходит ребенку и в ресторане заказывать малышу тартар все-таки не принято. Чтобы родители не мучились с выбором, во многих ресторанах есть детское меню. Из него можно выбрать любую позицию, не боясь незнакомых аллергенов и тяжелых продуктов.

В кафе «Бекицер» и ресторане «Шенген» политика относительно детей разнится, хотя совладелец Павел Штейнлухт уверен, что дети – это здорово: «В «Шенегене» мы ждем семьи, у нас сделана детская комната, в которой есть все необходимое, но отправлять туда ребенка или нет – это выбор родителей. Детское меню «Шенгена» мы разрабатывали простым и понятным: сложные гурманистические блюда, которые интересуют родителей, детей просто не впечатлят. Совсем другое дело – качественные куриные котлеты, не замороженные, а сделанные поварами на кухне, макароны с сыром, хороший суп. В «Бекицере» ситуация другая: в основном меню детям есть, что выбрать. Ни для кого не секрет, что дети любят картошку фри, также в «Бекицере» они с удовольствием едят хумус и фалафель, конечно, десерты. То есть родитель может разделить трапезу с ребенком по-настоящему».

Трапезу, впрочем, разделяют только днем, по крайней мере, часов до 9 вечера:
«Когда в ресторане одновременно находится несколько семей с детьми, в этом есть прелесть. Но 10-11 часов вечера – время, когда серьезные дяденьки ведут серьезные разговоры. А в «Бекицере» ближе к вечеру – более шумная атмосфера, пьяная публика, и я бы, наверно, не пошел в такое место в это время со своими детьми. Мы даже не рекомендуем родителям, которые пришли в «Бекицер» в позднее время на свой страх и риск, пользоваться детским стульчиком, ведь кто-то, подвыпив, может его и перевернуть, так что лучше держать детей при себе, хотя бы на коленях».

Взять за правило, что после девяти вечера наступает недетское время, – хороший совет, с которым согласно подавляющее большинство детских специалистов. Ребенок в это время суток уже должен готовиться ко сну, и ему не нужны возбудители вроде шумных компаний или новой обстановки. Есть в городе и недетские места – многочисленные бары, где ребенок будет только смущать посетителей.

Впрочем, и в барах бывают исключения. Хозяйка старейшего бара Думской улицы «Дача» Анна-Кристин Альберс солидарна с тем, что в обстановке злачного квартала детям не место, но для себя она нашла выход. В ее второй бар «Дюны» детям вход открыт. Это заведение в промзоне на Лиговском проспекте – летний проект, где есть настоящая песочница с детскими игрушками, а в теплое время года, по воскресеньям, проходят утренники.

– Дети в баре появлялись до того, как у меня родилась дочь. Теперь мы еще больше стараемся, чтобы детям и их родителям у нас было комфортно. «Дюны» сами по себе уже являются большой песочницей, где можно даже праздновать день рождения: у нас много игрушек, формочки, лопаты, и не только. Пока дети играют, родители могут расслабиться. В солнечный день наш бар – это большая детская площадка со всеми удобствами. Ночью, когда у нас вечеринки, мы, конечно, не хотели бы видеть детей на площадке, но когда летом светло и тепло, бывает, что люди сидят со своими чадами примерно до 23:00. Но опять-таки, до того, как начинается шумиха.

Летнее кафе в Летнем Саде
«Утpo Пeтepбуpгa»


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *