То ли как искренний порыв души, то ли как вынужденная необходимость, на волне курса на импортозамещение, интереса к отечественным брендам и популярности национальной темы в дизайнерских коллекциях, в российской моде обозначился тренд на патриотизм. В том, возможно ли выразить любовь к родине в своем внешнем виде, нам помогал разбираться дизайнер Леонид Алексеев.
Разделяете ли вы точку зрения, что сейчас актуальна мода на патриотизм?
А что такое патриотизм? Это очень сложный вопрос. Санкт-Петербург — это плевок в лицо русскому патриотизму. Здесь каждый угол говорит: «Все у вас плохое, лучшее — там». Давайте мы возьмем лучшее там, привезем сюда, чтобы здесь было не как в России. У нас сам город изначально не патриотический. Был ли Петр I патриотом нашей страны? Но он ускорил нашу культуру на сто, двести лет вперед! Кто-то скажет, что ему просто не нравилось здесь жить, и он хотел реконструировать мир, который ему так нравился в Амстердаме. Моя бабушка считала, что ездить в Германию — это предательство Родины. Имеют ли поездки в Германию отношение к патриотизму? Патриотизм — очень сложная тема, ведь изначально мода — это желание привезти что-то издалека. Всегда лучшие моды были из Парижа, лучшие ткани — с Востока, лучшие кружева — из Флоренции. Вообще любой дизайн апеллирует к мировому контексту, к технологиям, глобальным тенденциям. Сейчас уже сложно определить, какой дизайн был сделан в России, а какой за ее пределами. Так что я совершенно не верю в то, что можно, используя национальную тему, добиться успеха. Национальная тема может сработать, только если ты ансамбль «Березка», а если ты играешь в глобальном бизнесе, таком, как мода, то в нем тема национального растворяется. Есть определенные страны, клише которых хорошо продаются — продается французское и итальянское. Остальное гораздо сложнее не только продавать, но и выделить как нечто оригинальное.
То есть дизайнеру бесполезно апеллировать к приметам прошлого — советской эстетике или образам царской России?
Все пробуют апеллировать, но в результате получается дизайн, который апеллирует к другому дизайну. Палеховские шкатулки — это роспись китайских шкатулок, которые изначально были черными, слишком лаконичными, и их просто разукрасили. Так что даже палех был стилизацией, то есть псевдорусским стилем. Делать псевдорусский стиль неправильно, нужно стараться сохранить вводные, которые были у каждого из нас с детства. Как только человек берет что-то и просто необдуманно транслирует, получается лубок. Любой художник, любой дизайнер должен пропускать через себя, через свой опыт то, что он видит. Нельзя скопировать чьи-то рисунки и сказать, что я открыл всему миру великий русский стиль.
К чему тогда стоит обращаться в своем творчестве локальным дизайнерам?
Нужно учиться создавать свое, но иметь в виду, что у модников всегда самым желанным будет привозное. Удел местного рынка — адаптировать идеи и выдавать их под своей маркой. Местное должно цеплять концептом, качеством, остроумием, тогда на этом возможно построить бизнес. Верность маркам никто не хранит. Это давно ушедшее правило, когда женщины одевались у одного дизайнера всю жизнь. Каждый сезон они находят что-то новое, влюбляются в новое. Постоянные клиенты уходят, увидев что-то более интересное или просто устав от того, что ты предлагаешь. Мне кажется, патриотизм заключается в том, чтобы дать шанс местному производителю, просто рассматривать его продукцию наравне с тем, что уже есть на рынке. И это происходит повсеместно — мы едим отечественный сыр, мы покупаем отечественную мебель, мы пользуемся отечественными приложениями.
Открытие магазинов с патриотичной продукцией, магазинов православной одежды — это не мода?
Не надо забывать, что мода — это, прежде всего, рынок одежды, способ заработать деньги. Каждый день тысячи бизнесменов пытаются заработать на какой-нибудь идее, национальная она или религиозная — неважно, это всего лишь повод. Но нужно понимать, что идея еще не гарантирует успех. Я верю в то, что все, что делается, должно быть сделано хорошо, качественно, и у любой идеи есть шанс. Если вы считаете себя патриотом, попробуйте хотя бы не предвзято относиться к тому, что производится в этой стране. Я всегда совершенно спокойно приобретаю товары, сделанные в России. И считаю, что это проявление патриотизма — выбирать качественные продукты, сделанные здесь. Делать свое дело, делать то, для чего ты предназначен, и делать это хорошо — вот это патриотизм. Лозунги не сделают родину лучше. Никакие идеологические концепции не сделают лучше место, где ты живешь. Только ты сам, своими руками можешь сделать это.
Можно ли выразить патриотизм во внешнем виде?
В нашей стране считается, что, если человек хорошо выглядит, молод, энергичен и чист, этого уже достаточно, чтобы сказать, что он — хороший пример. Я рад, что, если за границей навстречу тебе идут хорошо одетые люди, это, скорее всего, наши соотечественники. Мы сегодня очень тяготеем к эстетике, хотим тратить на нее деньги, хотим лучше одеваться, лучше выглядеть. Жаль, если это ограничивается только внешней стороной. И, наоборот, думающие люди считают своим долгом ходить с пятнами на рубашке, не стирать штаны, не мыть волосы, и видят в этом проявление свободы.
«Утpo Пeтepбуpгa»