Обсудим рынок труда в России. Как ни странно, но сложная экономическая ситуация в России заставляет работодателей внимательнее относиться к условиям труда сотрудников, развивая мотивационные программы. Помимо уровня заработной платы, сотрудников привлекают и другими факторами, в том числе комфортной рабочей атмосферой, вовлечением в интересные и масштабные проекты.
Рынок труда: Борьба за лояльных
— Несмотря на неблагоприятную экономическую ситуацию, на рынке по-прежнему остро не хватает сильных кандидатов. Работники стали более лояльны к текущему работодателю. Они менее активны, осторожно относятся к предложениям о смене работы, опасаясь покидать «насиженное место», даже если новый работодатель обещает лучшие условия. Для того, чтобы в этих условиях привлечь лучших, компаниям необходимо сосредоточится на развитии бренда работодателя и обратить внимание факторы, которые привлекают и мотивируют работников, — рассказывает Екатерина Горохова, генеральный директор рекрутингового агентства Kelly Services.
Специалисты этой компании провели исследование «Мотивация персонала на российском рынке труда». По сравнению с прошлым годом лояльность россиян по отношению к текущему работодателю выросла: из 87% трудоустроенных россиян (86% в 2015), в новой работе заинтересованы 67% по сравнению с 70% в прошлом году. Сегодня ситуация на рынке труда мало располагает к смене работы: одни боятся рисковать и менять знакомого работодателя на неизвестную компанию. Другие изучив рынок, понимают, что хороших предложений не так много и начинают выше ценить то, что имеют.
Рынок труда: Зарплата превыше всего
Что касается приоритетных для россиян факторов, влияющих на лояльность работодателю, то согласно результатам исследования, помимо уровня заработной платы, российские работники стали уделять больше внимания масштабным и интересным задачам и комфортной атмосфере на рабочем месте.
Конечно, по-прежнему главным мотивирующим фактором для большинства россиян остается уровень оплаты труда (64%), хотя его значимость по сравнению с прошлым годом упала на 8%. Другими важными факторами стали набравшие популярность масштабные и интересные задачи (40%) и комфортная атмосфера в компании (36%), а также потерявшие несколько позиций в иерархии ценностей возможности карьерного роста (33%) и официальное оформление (31%).
Среди других мотивирующих факторов россияне обращают внимание на профессионализм коллег (19%), репутацию компании, возможность обучения и работы над зарубежными проектами (по 16%), наличие гибкого графика (15%), удобное местоположение офиса (8%) и отсутствие переработок (3%).
Среди дополнительных факторов, оказывающих влияние на мотивацию россиян, самыми важными российские работники считают ДМС (67%), корпоративное обучение (55%), медицинскую страховку для членов семьи (33%) и оплату транспортных расходов (27%), компенсацию питания (25%), льготные программы кредитования (17%) и оплату мобильной связи (16%). Менее популярны корпоративные мероприятия (15%), опционные (13%) и пенсионные программы (9%), а также страхование жизни (6%).
Читайте: Новые профессии в жизни Санкт-Петербурга
Рынок труда: Стерпится, слюбится
Интересно и то, с чем готовы мириться российские работники, если их полностью устраивает заработная плата. 44% респондентов готовы заниматься рутинной, малоинтересной работой, 40% согласятся с регулярными переработками. 28% опрошенных готовы отказаться от возможности карьерного роста. 21% согласны мириться с фактором неофициального трудоустройства, а 17% с отсутствием социальных гарантий. Для 11% не важно собственное отрицательное отношение к компании. 8% опрошенных будут терпеть плохие отношение в коллективе, 6% — плохие условия труда и плохое отношение руководства. Еще 4% готовы смириться с любыми сложностями. При этом, 19% сотрудников ответили, что не станут мириться ни с одним из этих факторов, так как не считают деньги достаточным мотиватором.
Читайте: Удаленная работа или фриланс: отношение работодателей
Рынок труда: Идти за лидером
При этом, предпочтения россиян в отношении выбора работодателя практически не изменились. Наиболее привлекательной для большинства респондентов является возможность работы в международной компании лидере отрасли (39%), на втором месте стоит работа в российской частной компании лидере отрасли (29%). Третье по степени популярности место занимает возможность работать в международной компании участнике рынка (18%). Менее привлекательны для россиян являются работа в российской государственной компании (10%), российской государственной структуре или российской компании участнике рынка (по 8%).
Рейтинг соотношения между количеством сотрудников, работающих в определенной отрасли, и количеством желающих в ней работать показывает, что наиболее привлекательными для российских сотрудников является работа в сферах ИТ и телекоммуникации (15%), нефть, газ, энергетика (8%), профессиональные услуги и консалтинг (8%), фармацевтика, мед. оборудование, а также производство и продажа товаров народного потребления (обе по 6%). Менее привлекательны сферы розничной торговли, ТНП, финансы, инвестиции и страхование, медицина и машиностроение.
К традиционным критериям оценки мотивации в этом году добавились вопросы о привлекательности для россиян самозанятости и корпоративного трудоустройства. Выбирая между формами занятости большинство респондентов выберут корпоративное трудоустройство (69%), чуть менее трети (31%) предпочтут работать сами на себя.
По признанию россиян, большинство (71%) респондентов не имеют опыта работы на себя, но 34% из них хотели бы попробовать себя в бизнесе или работать в качестве привлеченного эксперта. Еще 29% имеют опыт ведения собственного дела. Из них 17% отметили, что работа на себя не принесла ожидаемого результата, 9% оценивают полученный опят как положительный. Еще 3% являются владельцами бизнеса или работают на себя в настоящий момент.
Читайте: БОМЖ проводит невероятные экскурсии в Петербурге
«Утpo Пeтepбуpгa»