Фабио Мастранджело: опера — всем

опера всем концерт

Петербургский фестиваль «Опера — всем» дарит жителям и гостям города уникальную возможность познакомиться с оперным искусством в необычном формате — под открытым небом. Художественный руководитель проекта Фабио Мастранджело рассказал о принципах формирования программы и поделился планами на юбилейный сезон.

Отбор произведений для фестиваля — процесс тонкий и продуманный. «Мы стремимся сочетать популярные произведения с менее известными, но не менее достойными», — отмечает Мастранджело. В этом году зрителей ждет смелый эксперимент — постановка «Тангейзера» Вагнера, которая, несмотря на сложность материала, обещает быть доступной для широкой аудитории. Также в программе — «Князь Игорь» Бородина, «Обручение в монастыре» Прокофьева и «Свадьба Фигаро» Моцарта.

Особое внимание уделяется выбору площадок. Традиционно фестиваль открывается 12 июля в Петропавловской крепости, что стало своеобразной визитной карточкой проекта. В этом году к привычным локациям добавилась Гатчина — выбор обусловлен как юбилеем дворца, так и акустическими особенностями места. «Каждая площадка диктует свои условия, — объясняет Мастранджело. — Вагнер идеально вписывается в гатчинский ландшафт, а Моцарт — в царскосельский».

Организаторы столкнулись и с неожиданными сложностями. Первый фестиваль в Михайловском замке собрал более шести тысяч зрителей, что превысило все ожидания. Этот опыт заставил пересмотреть подход к организации: теперь важной частью мероприятий стали большие экраны, позволяющие наблюдать за происходящим на сцене даже тем, кто не смог занять места в первых рядах.

Отвечая на вопрос о возможностях дальнейшей популяризации оперы, Мастранджело поддерживает идею установки стационарных экранов у ведущих театров города. «Живое исполнение — это совершенно особый опыт, — говорит он. — Но если у людей нет возможности попасть в зал, почему бы не дать им шанс приобщиться к искусству другим способом?»

Особые надежды художественный руководитель возлагает на строящийся стадион «Зенит-Арена», где можно было бы реализовать масштабные постановки. В планах — показать там «Аиду» в версии Arena di Verona, что могло бы стать новым этапом в развитии оперного искусства в России.

Фестиваль «Опера — всем» доказал, что классическая музыка может быть доступной и интересной самой широкой аудитории. С каждым годом проект набирает популярность, доказывая, что любовь к опере в России ничуть не меньше, чем в Европе. Главное — найти правильный подход к зрителю и создать подходящие условия для знакомства с этим удивительным искусством.