Для успешной карьеры в современном мире не всегда необходим непосредственный контакт с работодателем. Довольно популярным видом сотрудничества на протяжении последних лет является удаленное взаимодействие, а также фриланс. В чем различие этих видов сотрудничества, каковы их плюсы и минусы для работодателей и самих работников, мы узнали у руководителей рекрутинговых агентств и HR-специалистов
Кто выбирает «удаленку»
Согласно данным исследования Kelly Global Workforce Index за прошедший год, более четверти респондентов (29%) по всему миру работают дистанционно, по крайней мере, часть рабочей недели. Если посмотреть на ситуацию по регионам, то можно сделать вывод, что гораздо выше процент работающих на дому или удаленно зафиксирован в Азиатско-Тихоокеанском регионе (37%) по сравнению со странами Северной, Центральной и Южной Америки (24%) и странами европейского региона (23%). Однако и в нашей стране «удаленка» и фриланс приобретают все большую популярность.
За последние годы тенденция привлечения удаленных сотрудников укоренилась и стала привычной практикой, – считает Нина Мулева, территориальный директор кадрового агентства Kelly Services. – Во многих компаниях сегодня принят формат удаленной работы на 1-2 дня в неделю для сотрудников, постоянное присутствие которых в офисе не является необходимым. К ним в основном относятся юристы, работники колл-центров, программисты, менеджеры по продвижению продукции.
Подобную ситуацию отмечают и на портале HeadHunter, где в 2010 году доля вакансий в отношении удаленной работы составляла 0,56% от всего объема, а в 2015 году увеличилась до 4,05%. Наиболее часто необходимость в удаленных сотрудниках отмечают в сферах программирования, дизайна, интернет-маркетинга, продаж, бухгалтерии и подборе персонала.
В чем плюсы и минусы
Однако подобный способ занятости имеет много «за» и «против» как с точки зрения работодателей, так и с позиции соискателей.
— Для работодателя плюсы использования труда удаленных сотрудников вполне материальны, – объясняет Юлия Сахарова, директор HeadHunter Северо-Запад. – Это возможность снизить затраты на аренду офиса, привлечение сотрудников из других регионов с меньшим размером зарплаты или, наоборот, сотрудничество удаленно с редкими профессионалами, которые не готовы переезжать. Для определенных групп это может быть дополнительной мотивацией. Например, для женщин в отпуске по уходу за ребенком, для сотрудников, проживающих в других регионах или за рубежом.
Преимущества отмечают и сами специалисты: работая удаленно, не нужно тратить время на дорогу, а также выделять средства на проезд. Кроме того, сотрудники, трудящиеся удаленно, ощущают меньше вмешательства в рабочий процесс и имеют больше свободы действий. Но и на этом преимущества не заканчиваются: дистанционный формат позволяет путешествовать, выполняя свои обязанности из любой точки мира, либо, наоборот, проводить время дома, выделяя на выполнение поручений удобное для себя время, не отсиживая ежедневно строго определенное количество часов.
И все-таки подобный тип занятости подходит не всем и имеет определенные риски.
– Для работодателя удаленная занятость связана как с решением организационных проблем (отсутствие технической возможности подключения сотрудника к внутренним системам и базам компании), так и психологических вопросов (потеря контроля, недоверие и прочее), – говорит Нина Мулева. – В связи с этим работодатели чаще всего предлагают дистанционную работу сотрудникам в случаях, когда более 80% времени их деятельность связана с разъездами. Например, контроль работы мерчендайзеров в розничных сетях.
Свобода выбора
Чтобы компания функционировала успешно при отсутствии сотрудников в офисе, работодателю приходится потратить немало сил на правильную организацию труда. К примеру, в онлайн-школе английского языка Skyeng работает 110 сотрудников бэк-офиса и 300 преподавателей английского языка. Из них в московском офисе находится только девять человек, остальные работают удаленно. Это не только программисты, аналитики, иллюстраторы, редакторы и дизайнеры, для которых стиль удаленной работы привычен, но также менеджеры по работе с клиентами, маркетологи, менеджеры проектов, HR-менеджеры и методисты школы.
– Для нас большим плюсом такого сотрудничества является свобода выбора, то есть мы нанимаем не тех, кто рядом, а тех, кто больше всего нам подходит, – отмечает HR-директор Skyeng. – Еще одно преимущество – возможность не содержать очень дорогой офис в Москве. Наша география охватывает весь мир. Пока у нас нет сотрудников только в Антарктиде и центральной Африке. Остальные регионы уже представлены на «корпоративной карте».
Чтобы работа была эффективной, в компании заранее обсуждают все этапы реализации, порядок, время коммуникации, результат и сроки сдачи работы. Важно предоставить всю необходимую информацию и быстро реагировать на вопросы и предложения сотрудника. Все договоренности фиксируются письменно.
По такому же принципу происходит сотрудничество в издательстве «Манн, Иванов и Фербер», где практически все специалисты находятся вне офиса.
– Для нас в первую очередь важны сами люди, которые работают на результат, – объясняет Анна Грузина, директор по маркетингу компании «Манн, Иванов и Фербер». – Также для эффективной работы важен порядок, причем не только в документах, но и в голове человека. В нашей компании мы стараемся вводить регулярные бизнес-процессы, например, еженедельные скайп-созвоны, время от времени встречаемся в нашем маленьком офисе.
Особенности фриланса
Популярностью сегодня пользуется и направление фриланса, но это понятие не тождественно удаленной работе. Можно быть штатным сотрудником компании и работать вне офиса, то есть дистанционно. Фрилансер же работает на проектах, вне штата компании, по договорам возмездного оказания услуг. Фрилансеры особенно востребованы в издательствах, сфере СМИ и дизайна.
– Наша компания использует услуги фрилансеров в основном для производства макета книг. Это художники, верстальщики, литературные и научные редакторы, – говорит Анна Титова, директор по маркетингу и PR издательского дома «Питер». – Плюсы такого взаимодействия заключаются в том, что подобных сотрудников не нужно держать в штате и можно пользоваться их услугами только при необходимости. Фрилансерам не нужно оплачивать отпуска, больничные и т.п. Этот вид сотрудничества позволяет снижать издержки компании.
Но, как и в любом деле, при взаимодействии с фрилансерами есть минусы: часто такие специалисты бывают неподготовленными и их сложно контролировать. Поэтому сотрудничество подобного толка больше подходит для разовых проектов.
Среди качеств, необходимых для фрилансера, работодатели чаще всего выделяют самоорганизованность, пунктуальность, целеустремленность и ответственность.
Для самих желающих работать на фрилансе подобный вид заработка не всегда является стабильным и часто служит временным вариантом для получения опыта.
– Примерно к 30-и годам фрилансеры сталкиваются с довольно приличной конкуренцией со стороны более молодых и «дешевых» кадров, готовых работать внештатно,
– считает Дмитрий Звягинцев, консультант по персоналу кадрового агентства «Арес». – Постоянного заработка этот вид деятельности не дает, а в таком возрасте у человека появляется семья, квартирные вопросы и так далее. Это подразумевает постоянный доход и стабильную работу. Кроме того, к подобным кандидатам часто не очень позитивно относятся заказчики кадровых агентств потому, что это люди не очень хорошо управляемы, они не привыкли к какому-то графику работы, точным срокам сдачи проектов.
Но несмотря на подобные риски, по данным исследований портала HeadHunter, количество вакансий с удаленной работой и фрилансом будет увеличиваться в ближайшие 5-7 лет. В первую очередь, это связано с развитием технологий, позволяющих интегрировать удаленных сотрудников в бизнес-процессы компании, а также с повышенным интересом самих соискателей.
Алиса Туманова, «Утро Петербурга»