Шедевры нидерландских мастеров: Эрмитаж впервые покажет отреставрированные Мадонны XVI века

мадонна бенуа леонардо да винчи Эрмитаж Санкт-петербург
"Мадонна Бенуа" Леонардо да Винчи

С 17 мая по 7 сентября 2025 года в Аполлоновом зале Эрмитажа состоится уникальная выставка, где впервые после масштабной реставрации будут представлены три шедевра нидерландской живописи первой четверти XVI века. Центральное место в экспозиции займет хорошо известная посетителям «Мадонна во Славе» Яна Провоста, к которой присоединятся две долгое время хранившиеся в фондах работы — «Мадонна с Младенцем» того же автора и «Мадонна с Младенцем» Яна Госсарта (Мабюзе).

Эти произведения создавались в переломный период между эпохой великих фламандских мастеров — Яна ван Эйка и Рогира ван дер Вейдена — и временем иконоборчества, охватившего Нидерланды в ходе Реформации. Само сохранение этих картин в условиях религиозных потрясений музейные специалисты называют настоящим чудом.

Особый интерес представляет история «Мадонны во Славе» (1524), которая первоначально украшала алтарь собора Святого Донациана в Брюгге. Чтобы спасти образ от уничтожения, его замуровали в стену, где картина оставалась до конца XVIII века, пока ее не обнаружили в руинах разрушенного храма. Реставраторы выявили любопытные детали: на заднем плане отчетливо проступили очертания замка, который, по мнению специалистов, может быть изображением знаменитого острова-крепости Мон-Сен-Мишель. Эта гипотеза подтверждается наличием на картине корабля, севшего на мель — намеком на мощные приливы, характерные для этой местности.

«Мадонна с Младенцем» Провоста, представляющая собой фрагмент большого алтарного образа, также несет следы спасения от иконоборцев. В ходе реставрации специалистам удалось раскрыть первоначальный облик картины: белоснежные одежды ангелов, ранее казавшиеся тускло-зелеными, и сверкающую драгоценными камнями корону над головой Девы Марии.

Особое внимание привлекает работа Яна Госсарта, долгое время считавшаяся копией утраченного оригинала. Тщательное исследование деревянной основы и тончайшая манера письма, выявленная в процессе реставрации, позволили экспертам с уверенностью атрибутировать картину как подлинное произведение мастера.

Для посетителей подготовлена специальная мультимедийная программа, включающая информационный киоск с материалами о реставрации и фильм, посвященный «Мадонне во Славе». Эта выставка — редкая возможность увидеть вместе три шедевра нидерландского искусства, переживших столетия и сохранивших свою художественную ценность благодаря работе реставраторов.

Фестиваль тюльпанов в Санкт-Петербурге на Елагином острове