«Громкое, назойливое, беспрерывное жужжание буквально оглушило меня. Точно миллиарды пчел слетелись на майский праздник! Несколько девушек, возрастом от шестнадцати до девятнадцати лет, плескались у кранов… На них были надеты короткие холщовые юбочки и остроконечные колпачки, поразительно безобразившие эти юные лица», — таким представился женский институт одной из героинь повести Лидии Чарской. Кто же положил начало женскому образованию в России и чем примечательно здание Смольного института?
Кто стоял у истоков светского женского образования в России
Еще Петра I занимали вопросы женского образования. В 1717 году он посетил «Институт Святого Людовика», первую в Европе светскую женскую школ, устроенную второй женой Людовика XIV госпожой де Ментенон. Первый же институт благородных девиц был создан при Екатерине II по инициативе ее секретаря И. И Бецкого в 1764 году. Он носил название «Императорское воспитательное общество благородных девиц» и сначала размещался в здании Новодевичьего (Смольного монастыря).
Институт был рассчитан на 200 девиц из благородных семей. Одновременно с ним на территории того же монастыря было создано Мещанское училище, куда принимались девушки различных сословий (кроме крепостных крестьян). В 1775 году Мещанское училище перевели в здание по соседству, специально для этих целей построенное архитектором Ю. М. Фельтоном. А в 1806 году закончилось строительство нового здания Смольного института, которым руководил Дж. Кваренги.
Кто строил и достраивал Смольный
Проект здания был выполнен знаменитым архитектором итальянского происхождения Кваренги, приехавшим в Петербург по приглашению Екатерины II. Здание выполнено в духе палладианской архитектуры, его, как и все творения Кваренги, отличают соразмерность пропорций, строгость форм, отсутствие декоративных элементов.
В 1923-1924 гг, когда в здании Смольного располагались органы партийной власти, в начале аллеи, ведущей к главному входу, по проекту В. А. Щуко и В. Г. Гельфрейха были построены два пятиколонных павильона, пропилеи.
К десятилетию Октябрьской революции, был открыт памятник Ленину, выполненный скульптором В. В. Козловым. Позже в сквере перед Смольным появились бюсты К. Маркса и Ф. Энгельса.
Как жили и воспитывались смолянки
«Часы сменялись часами, дни — днями, недели — неделями. Институтская жизнь — бледная, небогатая событиями — тянулась однообразно, вяло. Но я уже привыкла к ней. Она мне не казалась больше невыносимой и тяжелой, как раньше». (Л. А. Чарская «Княжна Джаваха»).
В идеале, девочка должна была поступать в Институт 6 лет от роду и выходить оттуда взрослой 18-летней девушкой. «Каникул в нашем «институте-монастыре» не полагалось, и двери его, затворившиеся за еще совсем маленькой девочкой, отворялись уже перед взрослой девушкой». (А. И Соколова «Из воспоминаний смолянки»).
Воспитанницы носили форменные платья, цвет которых определялся возрастом. Самые младшие ученицы облачались в платья кофейного цвета (наименее маркие), средние — в голубые, старшие — в белые, позже замененные на зеленые. Условия жизни в Институте были приближены к казарменным: скудный рацион, плохо отапливаемые помещения, дортуары со множеством кроватей, постоянный надзор.
Несмотря на то, что список предметов, обязательных к изучению, был довольно обширен, от Закона Божия до географии, основное внимание уделялось этикету, музыке и танцам. Воспитанницу могли отчислить за неподобающее поведение, но редко за неуспеваемость. Учителями были мужчины. Женщины могли преподавать лишь музыку и рукоделие. При этом старались выбирать либо женатых, либо немолодых и непривлекательных мужчин, дабы не смущать воспитанниц. Несмотря на это, в Смольном институте, как во многих учебных заведениях закрытого типа, было распространено «обожание»: девицы «обожали» учителей, священника, но больше всего «обожания» приходилось на долю государей-императоров, которые были частыми гостями в Институте. А выпускному классу смолянок предстояло держать Императорский экзамен (экзамен перед членами императорской семьи) и участвовать в Императорском балу.
Воспитанницы находились под постоянным надзором классных дам, которые присутствовали и на уроках, и в дортуарах. Небогатые выпускницы, в свою очередь, могли остаться в Институте в качестве классных дам, пройдя один год подготовительных занятий, во время которого они именовались пепиньерками.
Из прогрессивного учебного заведения, каким он задумывался Екатериной, Смольный институт медленно превращался в инкубатор, из которого выходили неподготовленные к жизни девушки. Само слово «институтка» стало обозначать наивную, чересчур восторженную девицу. Стоячую воду институтской жизни ненадолго всколыхнул К. Д. Ушинский, назначенный в Институт на должность классного инспектора. Однако его реформы сочли чересчур «вольнодумными», и Ушинский был удален из Смольного.
Октябрьская революция положила конец Институту благородных девиц. Осенью 1917 года институт переехал в Новочеркасск, где в 1919 году состоялся последний выпуск.
Что стало со зданием после Революции
Вынашивая план создании Института И. И. Бецкой толковал Екатерине о «новой породе людей», которая будет воспитана в этих стенах. Мог ли он предположить, что в 1917 году в бывшем Смольном институте разместится советское правительство, одной из целей которого также будет воспитание нового человека.
25 октября 1917 именно в Смольном было официально объявлено о свержении Временного правительства.
С ноября 1917 по март 1918 В. И. Ленин жил в Смольном, занимая две комнаты. Сейчас там находится его музей-квартира. 1 декабря 1934 года в коридоре Смольного был убит С. М. Киров, что дало толчок к началу массовых репрессий.
А во время Великой Отечественной войны здесь находился Военный Совет Ленинградского фронта.
В настоящее время в Смольном находится администрация и кабинет губернатора Санкт-Петербурга.