Терентий Владимирович Мещеряков, популярный в недавнем прошлом петербургский районный чиновник уже два года живет и работает в столице. Мы узнали у «писквича», за что переплачивают жители Москвы и чем хорош Саранск.
Почему вы уехали из Петербурга после многих лет довольно успешной работы в городе?
Мне кажется важным, чтобы в жизни человека происходили изменения, возможно, не кардинальные: я не считаю таковым свой переезд в Москву, тем более что работаю в схожей государственной системе. Мне поступило предложение, и я согласился переехать в хорошо знакомый город. На мой взгляд, в этом нет ничего необычного. Я не искал возможности уехать из Петербурга, просто так удачно совпали предложение по работе и мое желание изменить что-то в своей жизни.
Тяжело вам было «акклиматизироваться» в столице?
Москва и Петербург очень похожи. Это два наиболее близких друг к другу города в нашей стране — и по масштабам, и по географическому положению. Есть масса людей, работающих между двумя столицами: они проводят половину времени здесь, половину там — в таком режиме и живут. Считать переезд в Москву радикальной сменой обстановки было бы некорректно. Просто мое рабочее место теперь немного южнее. Я живу в столице, у меня здесь семья, маленькие дети, которые еще не ходят в школу и не были привязаны к одноклассникам. А Петербург остается родным городом. И я стараюсь по возможности бывать в нем чаще, поддерживать хорошие отношения с друзьями и товарищами.
Не мешает ли различие между петербургским и московским менталитетом? Существует ли оно вообще?
Часто такое бывает: люди живут в соседних домах и очень сильно друг от друга отличаются. Я не вижу между петербуржцами и москвичами особенных различий.
Бытует мнение, что в Петербурге для всех есть «потолок» — для бизнеса, творчества, политики, — достигнув который, надо отправляться в Москву. По-вашему, это так?
В любой системе есть свои ограничения. Работа на федеральном уровне предполагает, разумеется, больший масштаб во всем, даже в географии. У нас очень большая страна, и один из плюсов работы в федеральной структуре — это возможность глубже и лучше изучить Россию, города и регионы, из которых наша страна и состоит. Мне интересно посмотреть, как обустроена Россия за пределами столиц. Я часто езжу в командировки — у нашей организации широкая география деятельности. И если говорить о городах, комфортных для жизни, у нас их, на самом деле, очень много — благоустроенных, удобных, обладающих развитой инфраструктурой.
Москвичи любят пожаловаться на давки в метро, пробки на дорогах, платные парковки… Вы столкнулись с этими проблемами?
Столица под руководством Сергея Собянина сильно изменилась. Очень многое сделано для того, чтобы город — по крайней мере, его центр — стал дружелюбным к пешеходам. На это работают и платные парковки, и ограничения пользования личным автомобилем, и строительство велодорожек, и пешеходные зоны, количество которых растет у меня на глазах. Я вижу, как улица, по которой еще недавно ездили машины, становится пешеходной и наполняется совсем другой жизнью. Москва — комфортный город, даже если сравнивать с сопоставимыми по масштабу мировыми столицами. Московское метро по качеству работы даст фору лондонскому.
Вы говорите о перспективах работы в масштабе страны, но почему так редко можно встретить федеральный проект с головным офисом не в столице, а, например, в Петербурге, Ростове, Екатеринбурге?
Хороший вопрос, абсолютно правильный. Очень важно, чтобы происходила децентрализация и федеральные проекты работали не только в Москве, но и в других городах. Сейчас есть хорошие примеры: вот «Газпром», компания федерального масштаба, сейчас активно переезжает в Петербург всем головным офисом. Одна из задач, которая передо мной сейчас поставлена, — это вопрос логистики. Почему проще заниматься федеральными проектами из Москвы? Самый очевидный ответ — сюда проще всего добраться и выехать потом в любом направлении. У местных аэропортов самое удобное сообщение, здесь больше всего рейсов. Москва — общероссийский хаб. Большинство коммуникаций идет через столицу. Очень важно, чтобы у нас развивалось межрегиональное сообщение, чтобы была возможность полететь из одного города в другой, минуя московский авиационный узел.
Одна из задач чемпионата мира по футболу — дать возможность людям легко путешествовать по стране, смотреть другие города, создать маршруты не только через столицу. Вы, например, наверняка в Саранске не были. А это очень красивый, благоустроенный город, удобный для жизни, с гораздо меньшими издержками, чем в столицах. Посмотрите, как изменился Сочи: мой знакомый недавно приехал туда в первый раз за долгое время и был поражен тому, насколько город стал комфортнее. Для того, чтобы проекты в регионах перерастали на федеральный уровень, нужно решить вопросы коммуникаций, логистики, концентрации деловой жизни. У нас есть интересные проекты и бизнесы, которые находятся в регионах, и люди не стремятся переносить штаб-квартиру в столицу. Возьмите, например, банки. Конечно, большая часть сосредоточена в Москве, но есть ряд банков федерального масштаба из регионов. Я уже не говорю про нефтедобывающие или газодобывающие компании, энергетический сектор или промышленные предприятия.
Жизнь в столице значительно дороже, чем в регионах, даже чем в Петербурге. За что переплачивает москвич?
Нельзя сказать, что Москва дороже по всем позициям. Есть сферы, где высокая конкуренция заставляет снижать расходы. Но, как правило, в крупных городах человек платит за более широкий выбор. Так всегда: чем больше город, тем больше у тебя в нем возможностей в любой из сфер — образование, коммуникации, карьерный рост, культурное развитие, перспективы. По тем же причинам в Петербург приезжает человек из Бокситогорска или из Коми, поэтому города и растут. Это глобальный тренд.