За первый день работы платные парковки в центре города принесли в бюджет полмиллиона рублей, хотя система оплаты до сих пор дает сбои. За первую неделю их загруженность составила 40% — на 20% ниже ожиданий властей. Мы разбирались с тем, как инициатива повлияла на город и чего ждать в перспективе.
Как с платными парковками в мире
В Брюсселе платные парковки появились 20 лет назад, причем это не было городской инициативой, идея пришла от расположенных в центре магазинов и торговых центров. Ушлые бизнесмены посчитали, что поток людей будет расти, если человеку будет невыгодно задерживаться, пока счетчик паркомата тикает, а значит, парковочные места будут быстрее переходить от одного водителя к другому. Однако звериный оскал капитализма в Бельгии — единичный случай, традиционно парковку в центре делают платной решением администрации.
В Пекине ее ввели для того, чтобы бороться с уровнем загрязнения воздуха, вплоть до того, что каждый последующий час стоянки обходится не дешевле, а наоборот, дороже.
В Лондоне пошли дальше и обложили пошлиной не только стоянки, но и движение. Исключение сделали для гибридных авто и электромобилей.
В Риме градозащитники озаботились разрушительным воздействием машин на исторические здания — в центр почти вообще нельзя въезжать никому, кроме местных жителей.
В Амстердаме решение о платной парковке было принято в борьбе с пробками, а потом платная зона разрослась до окраин города. Спасают в перехватывающие парковки и бесплатный проездной на сутки.
В Южной Корее водителей также стараются пересадить на автобусы, получая сразу два денежных потока в казну — за парковку и от продажи билетов на автобусы.
Как обстоят дела в России
Пилотный проект платной парковки в Москве запустили 1 ноября 2012 года в районе Петровки и Каретного ряда. За три года зона значительно расширилась: сейчас ни одно парковочное место в пределах Садового кольца не является бесплатным, а ареал уже добрался до МКАД. Столичные власти запустили проект для борьбы с легендарными пробками, а скорость покрытия города объясняется тем, что, избавившись от бесплатных парковок в пределах Бульварного кольца, город получил заторы на подступах к центру, где машины вставали чуть ли не друг на друга.
Расширение зоны стало неизбежностью. Но если магистрали стали свободнее, то во дворах началось столпотворение. Некоторым экономным водителям такой «хитрый» ход уже стоил разбитого окна или проколотых шин. Партизанская дворовая война, неподконтрольная государству, идет с явным преимуществом аборигенов.
Довольны результатами не все. Департамент транспорта заявляет, что количество машин в центре уменьшилось на 30%, на что автолюбители замечают, что в пробках участвуют не припаркованные, а движущиеся транспортные средства, в том числе эвакуаторы, число которых возросло, то есть скорость движения практически не изменилась. Однако по данным департамента, внутри Бульварного кольца скорость увеличилась на 11,7%.
Если чиновникам положено показывать красивые цифры, то по мнению специалистов «Яндекс.Пробки», в пределах Садового стало свободнее на 18%. Роль альтернативы личному автомобилю взял на себя метрополитен, и в лучшие времена славный плотностью рядов пассажиров. Наземного транспорта в столице не хватает, а давка в вагонах подземки и нагрузка на системы метро уже становится критической.
Нужны ли платные парковки Санкт-Петербургу?
Смольный ввел платную парковку в предвкушении проблем, а не для того, чтобы тушить пожары — это делает честь городским властям. Улицы, попавшие в тестовую зону, опустели, и автомобилистам стало легче двигаться по Литейному и набережной Фонтанки. Как и в московском «прогоне», улицы на границе паркинга оказались забиты машинами — стало сразу очевидно, что расширение зоны не за горами. Относительно небольшая пилотная зона состоит из 27 улиц и 2 900 паркомест. С учетом этого немного странным кажутся планы города в будущем году увеличить количество платную зону парковки на 18 000 мест. Кажется, что к концу 2016 года значительному количеству петербуржцев может захотеться иметь под платную парковку вместо нагромождения чьих—то автомобилей.
В Смольном утверждают, что за истекший период загрузка на парковочные места составила более 50%, но, кажется, это не совсем верно — гуляющим по городу открывается вид на пустые обочины, где занято, в лучшем случае, каждое третье место. Возможно, статистику чиновники берут, не различая времени суток: в ночное время, когда парковка бесплатна, улицы оккупированы автомобилями. Но у администрации другие данные: за период с 3 по 7 сентября в границах пилотной зоны автомобили припарковались порядка 75 650 раз в период с 08:00 до 20:00, в период с20-00 до 08:00 — 38 274 раза.
За то, чтобы оставить машину в тестовой зоне с 8 утра до 8 вечера, нужно заплатить 60 рублей в час. Местные жители («местность» определяется пропиской) платят 1800 рублей в год, тем, кто не живет, но паркуется в центре ежедневно, предлагают заплатить за месяц 12 000 рублей, а за год — 108 000. Оплатить услугу на месте можно в паркомате с помощью банковской карты, SMS-сообщением на номер 2722 или с помощью мобильного приложения. Правда, не все способы не со всеми парковками работают корректно, придется повозиться, благо первые 15 минут стоянки город предоставляет бесплатно.
Первая неделя показала, что самым популярным способом оплаты стали паркоматы, на которые пришлась почти половина всех транзакций. Далее следуют мобильное приложение и специальный веб-сайт, а вот SMS-оплата оказалась на последнем.
Покинуть место необходимо не позднее 10 минут после окончания оплаченного времени. Штраф за нахождение на парковке без оплаты составляет 3000 рублей, за соблюдением правил следят автомобили-парктроны, курсирующие по территории, и живые люди, фиксирующие нарушение и передающие данные ДПС. Кстати, эвакуаторы в борьбе против неплательщиков пока не применяют, штраф приходит почтовым уведомлением.
По теме: Пешеходная зона на Большой Морской