После просмотра, а точнее участия в спектакле-прогулке «Remote Петербург» Большого Драматического театра и группы Rimini Protokoll у нас не только появился заряд позитива и пара десятков философских мыслей, но и несколько вопросов, на которые мы попросили ответить исполнительного продюсера постановки Даниила Пиктурного.
Проект Remote X существует с 2013 года и объездил за это время многие города Европы. В Москве, например, он реализовывался без привязки к какому-либо театру. Почему БДТ, одна из главных визитных карточек театрального Петербурга, решил участвовать в постановке проекта? Что привлекло в нем, и кто был инициатором – БДТ или театральная группа Rimini Protokoll?
Инициатива была со стороны БДТ – на Авиньонском фестивале художественный руководитель театра Андрей Могучий принял участие в Remote Авиньон и загорелся идеей осуществить проект в Петербурге. Rimini Protokoll создают свои спектакли по всему миру на протяжении последних 15 лет и большинство из них (не только Remote X) «привязаны» к конкретному городу или стране. Однако до прошлого года ни один проект знаменитая театральная компания не представляла в России. Поэтому именно БДТ, как один из ведущих театров России, должен был стать местом осуществления первого российского спектакля Rimini Protokoll.
Мы хотим дать возможность петербуржцам и гостям города познакомиться с лучшими образцами современного театра. И поэтому не могли не осуществить проект хедлайнера ведущих театральных фестивалей мира.
Насколько сильно содержание проекта Remote X меняется от города к городу? Сложно ли было адаптировать его под пространства Петербурга и сколь активным было участие команды театра в этом процессе?
Есть определенный смысловой «костяк» проекта, повторяющийся от города к городу — рассуждения о взаимоотношении человека и толпы, человека и города, человека и будущего. Ну и конечно во всех городах одинакова «форма» – 50 зрителей в наушниках начинают свой путь от кладбища и заканчивают на какой-либо высокой точке (балконе, крыше, специальной конструкции). Все остальное от города к городу меняется – локации, которые посещают зрители, появляются новые темы и сюжеты, даже меняется характер тех «персонажей», голоса которых звучат в наушниках.
По отзывам команды Rimini Protokoll адаптировать проект под Петербург было достаточно сложно из-за того, что Петербург – город больших расстояний. Изначально было 5 вариантов маршрутов, в каких-то были очень интересные локации, но от всех них пришлось отказаться – тогда спектакль длился бы больше 2 часов. А все-таки 2 часа без остановки пешком – это достаточно сложно.
Суммарно весь период постановки занял 2 месяца. Команда БДТ достаточно активно принимала в нем участие – так, со стороны был приглашен только переводчик. Литературная редактура, саунд-дизайн русской версии, техническое сопровождение и общая организация спектакля лежала на штатной команде БДТ. Также нам было очень приятно, что создание спектакля было полностью совместным творчеством – какие-то эпизоды проекта сочинялись вместе, команда Rimini Protokoll постоянно расспрашивала нас об особенностях русского и если можно так выразиться, питерского менталитета; самое интересное вошло в спектакль.
Почему «Remote Петербург» существует всего два месяца? Нет ли желания продлить его?
Погода и еще раз погода. Мы и спектакль только летом исключительно из-за погоды – все зрители проводят на улице полтора часа и мы хотим, чтобы холод, дождь, снег и град не мешали комфортно участвовать в спектакле. Кстати, даже если летом идет дождь, во время показов «Remote Петербург» погода всегда хорошая – на данный момент за
два года ни в один из более чем 80 спектаклей дождя не было (постучал по дереву). Но даже если и будет, то у нас заготовлены для зрителей дождевики.
Также хочется отметить, что все Remote X (а их прошло уже порядка 15) длятся на протяжении не более чем 3 недель и не повторяются из года в год. БДТ единственный обладает разрешением на показ спектакля в течение 5 лет.
Есть ли желание продолжить сотрудничество с Rimini Protokoll и есть ли планы поставить на сцене БДТ какие-либо другие театральные проекты этой группы?
Не скрою, желание есть. На данный момент новые переговоры с Rimini Protokoll мы не вели, однако, надеюсь, что они состоятся и петербуржцы смогут увидеть новые спектакли театральной компании.
Можно ли рассматривать реализацию такого неклассического по форме проекта на базе БДТ как предвестие того, что театре задумываются и готовятся собственные постановки нового формата? Возможно, они будут показаны уже в рамках предстоящего сезона?
Мы всегда открыты к новым формам театрального искусства. Так, вот уже третий сезон в Каменноостровском театре, на второй сцене БДТ, будет идти спектакль-экскурсия для детей «Театр изнутри», созданный БДТ. Сейчас есть несколько идей реализации променад-спектаклей, надеюсь, некоторые из них осуществятся в течение сезона.
Алевтина Добротворская, «Утро Петербурга»