Осень хороша многим, в том числе и возвращением к жизни театральных подмостков города. Мы составили небольшую подборку того, на что в репертуаре драматических театров Северной столицы стоит обратить внимание в новом сезоне.
БДТ
Свой 99-й сезон БДТ имени Г. А. Товстоногова откроет премьерой спектакля Андрея Могучего «Гроза». «Мне кажется важным найти сегодня такой тип художественного высказывания, художественной выразительности в театре, который мог бы актуализировать канонический, «архаический» текст, очистить его от стереотипов прочтения, — говорит режиссер. — Найти способ соединить Островского с современностью не на уровне социально-бытовых ассоциаций, а вскрывая текст в его мистериальном, музыкально-поэтическом смысле. «Гроза» Островского идеальна для поставленной задачи». Что получилось у Андрея Могучего, можно будет увидеть 3 сентября на основной сцене театра.
В осенний репертуар театра также вошли важные премьеры сезона 2015/16: «Война и мир Толстого» Виктора Рыжакова в оформлении художника знаменитой «Алисы» БДТ Марии Трегубовой и «Крещенные крестами» по книге главного художника Большого драматического Эдуарда Кочергина с необычайно сильным ансамблем, объединившим ярких молодых артистов театра.
Театр на Васильевском
Премьера спектакля «Ромул Великий» по одноименной пьесе швейцарца Фридриха Дюрренматта в Театре на Васильевском состоялась в июле этого года. Дюрренматт считал комедию единственным жанром, который в состоянии отобразить современность. Эта пьеса обозначена автором как «неисторическая историческая комедия». Историческая, поскольку в основе сюжета — история свержения в 476 году последнего императора Западной Римской империи Ромула Августа; неисторическая — поскольку автор меньше всего заботился об историчности событий и характеров главных героев.
Действие пьесы разворачивается на вилле императора Ромула в Кампанье в течение одних суток — с утра 15 до утра 16 марта 476 года. Мартовские иды; германцы приближаются к Риму. В Риме царит запустение; на императорской вилле все поросло мхом, плющом и бурьяном. Министр финансов сбежал вместе с казной, которая, впрочем, давно пуста. Ромул добывает деньги, распродавая, помимо бюстов великих представителей Рима, листки со своего золотого лаврового венка… Режиссер-постановщик — Денис Хуснияров.
Особняк
Режиссер театра Lusores Александр Савчук представляет на сцене театра «Особняк» тихий спектакль «Школа жуков». Lusores возвращаются к штудиям русского авангарда. Столбцы Николая Заболоцкого — размышления о разумных деревьях и талантливых животных — стали поводом для создания тихого спектакля-импровизации. Театр импровизирует со словом, пространством, объектами. Учится слушать деревья и тишину. «Ныне открыта первая школа жуков». 17 сентября в театре «Особняк».
Александринский театр
Спектакль по роману Достоевского «Преступление и наказание» — первая работа на сцене Александринки одного из самых значительных режиссеров современной Восточной Европы, художественного руководителя Венгерского Национального театра Аттилы Виднянского. Петербургскому зрителю работы режиссера знакомы по Международному театральному фестивалю «Александринский», в 2014 году Национальный театр представлял в его программе спектакли «Человек летающий» и «Йоханна на костре», в 2015-ом в офф-программе фестиваля был показан фильм Аттилы Виднянского «Сын, ставший оленем. Крики из врат таинств».
— Это вечные вопросы существования, предназначения человека, — говорит о романе Достоевского венгерский режиссер. — О свободе и о вере в первую очередь. Утрата веры. Мир потихоньку стал атеистом и от этого не сделался счастливым, не нашел утешающих ответов на самые существенные вопросы. У Достоевского это так тонко написано, так многосторонне раскрыто, столько ассоциаций, разветвлений тем, что так или иначе роман касается фактически всего сущностного в человеческой жизни. Его и можно читать всю жизнь, и каждый раз он будет звучать немного иначе.
Театр Ленсовета
Почти неизвестный в России наследник великих скандинавских драматургов Ибсена и Стриндберга, в родной Норвегии Юн Фоссе давно стал живым классиком и национальной гордостью. Пьеса «Сон об осени» — одно из его важнейших высказываний о человеке. В ней есть загадка, игра со временем и возрастом, когда вдруг оказывается, что человек, живущий душой, сердцем, чувствует в 50, 60, 70 то же, что и в 30. А значит — возраста, как понятия, не существует. Юрий Бутусов говорит об этой пьесе так: «Это история о непривыкании к жизни. Об отсутствии возраста. О смысле человеческой жизни как ожидании чуда. О вечном ожидании красоты. Пьеса об ожидании счастья».
В центре спектакля «Жанна» по пьесе одного из самых ярких молодых российских драматургов Ярославы Пулинович — self-made woman из поколения, на юность которого пришлось становление российского современного капитализма. Жизнь прошла в борьбе за выживание, и успех на этом фронте достигнут, но молодости не осталось, личное пространство холодно и мертво.
«Я сильная, я сильная, я сильная — это ежедневная мантра современной женщины, только так можно выстоять в этом мире, только так можно добиться многого, — говорит режиссер спектакля Мария Романова. — Потому что нет плеча, на которое можно отпереться. Мы стали жить в мире, где все наоборот, где сильные женщины и слабые мужчины. Такая вывернутость не приносит счастья никому, красиво упакованная жизнь — лишь иллюзия, а итог — пустота и тотальное одиночество».
Театр на Литейном
Пьеса «Антарктида» Ульяны Гицаревой была впервые представлена в рамках программы «Первая читка» на XII Всероссийском театральном фестивале им. А.М. Володина «Пять вечеров». История, написанная молодым автором, основана на документальных фактах.
Середина 90-х ХХ века. Антарктическую станцию «Молодежная» закрывают. А за этим — судьбы живых людей, их мысли, чувства, мечты, разочарования и надежды. Что есть для каждого из нас наше прошлое? Надо ли помнить о нем? И как не потерять себя в Антарктиде?
Рассказ о трех полярниках и якутской лайке по кличке Мишка, застрявших на советской антарктической станции «Молодежная» станет переосмыслением непростого периода истории нашей страны новым поколением. Спектаклем, наполненным сочным мужским юмором, верой в лучшее, силой духа и желанием жить. Режиссер — Петр Чижов. Премьерный показ — 25 сентября.
Театр Комиссаржевской
7 и 8 октября Театр им.В.Ф.Комиссаржевской представит на суд зрителей новый спектакль — «В одном департаменте…» по повестям Н. В. Гоголя «Шинель» и «Записки сумасшедшего».
«Был в театре. Играли русского дурака Филатку. Очень смеялся. Был еще какой-то водевиль с забавными стишками на стряпчих, особенно на одного коллежского регистратора, весьма вольно написанные, так что я дивился, как пропустила цензура, а о купцах прямо говорят, что они обманывают народ и что сынки их дебошничают и лезут в дворяне. Про журналистов тоже очень забавный куплет: что они любят всё бранить и что автор просит от публики защиты. Очень забавные пьесы пишут нынче сочинители…» (Н. В. Гоголь. Записки сумасшедшего).
У каждого человека — свой Гоголь. И с каждым он говорит по-своему. Кто-то узнает в его героях окружающих, кто-то любит особый гоголевский юмор и гротеск, но за всем этим стоит история отдельного человека — иногда смешного, странного и вроде бы никому не нужного, о его мечтах, чувствах и сомнениях. А сам Н. В. Гоголь говорит с нами о любви — к этому человеку, друг другу, к миру, окружающему нас, к Петербургу, провоцирующему самые невероятные события, которые могут произойти. Автор инсценировки — Игорь Минаев.
«Утpo Пeтepбуpгa»