YanFroloff perfumer: открытие первого в стране бутика российского парфюмера

Невский несколько прохожих

Мы оказались в первых рядах, чтобы оценить запах Отечества и расспросить виновника этого события, Яна Фролова, об ароматах и всем, что за ними кроется.

На фоне разговоров об импортозамещении, удачах и провалах отечественных производителей в городе на Неве открылся первый и пока единственный в России бутик-ателье YanFroloff perfumer, где можно будет не только приобрести готовые духи, но и заказать собственный аромат.

О том, что в нашем городе и в столице существуют представители этой профессии, лично я с изумлением узнала несколько лет назад, попав на соответствующую лекцию в «Музей парфюмерии» Элины Арсеньевой, учеником которой и является Ян Фролов. Еще больше я была удивлена тем, что многие ароматы мне очень понравились.

Ароматы импортозамещения

Как бы странно это ни звучало, но у нас есть парфюмеры, хоть и нет парфюмерной промышленности как таковой. Самая большая страна в мире может похвастаться тем, что на всю нашу одну шестую часть суши приходится 15 «носов», как иначе называют создателей ароматных композиций. Есть они в Петербурге, есть и в Москве. Совсем скоро все они будут представлены в бутике YanFroloff perfumer. Уже сейчас можно приобрести ароматы EcoPerfume петербургского парфюмера Натальи Светлой, вскоре свою коллекцию под маркой ArtDeco здесь выставит Элина Арсеньева, причем эту линейку ароматов она создала специально для бутика Яна Фролова, появятся и духи московича Андрея Олейникова, и личная коллекция Анны Агуриной, являющейся официальным «носом» старейшего парфюмерного дома Франции Galimard…

— Мы хотим показать всем русскую парфюмерию. — поясняет Ян Фролов. — Долгие годы она не была представлена должным образом. Когда-то российская парфюмерия начиналась с приезда сюда иностранцев и долгие годы на их разработках и зиждилась. Но с тех пор прошло сто лет. Все в мире ушло далеко вперед, а мы так и остались. Вот мы сейчас и возрождаем российскую парфюмерию. Наша задача — объединить отечественных парфюмеров и выйти на мировой рынок. И, конечно, если нам повезет, то мы заработаем на этом. Но здесь нельзя все только деньгами считать.

Шипровая история

Фролов — эколог по образованию, что ощущается в его подходе не только к созданию духов, но и к оформлению интерьера, и к ведению бизнеса. Как и другие отечественные «носы», он использует натуральные компоненты для создания духов. В интерьере бутика натуральное дерево гармонично контрастирует с современным лаконичным и функциональным дизайном. Продавцами здесь работают только парфюмеры. Ну а заявления парфюмера об абсолютно прозрачной работе его бизнеса вызывает уважение.

Во всем чувствуется не только творческий, но и вдумчивый, глубокий подход — от упаковки и до того, как выстроены сами коллекции духов. Это не просто аромат роз или грез. Создавая свои коллекции, Ян Фролов явно стремиться не просто предложить что-то новое, не только показать, что российская парфюмерия существует, но и в целом ненавязчиво расширить кругозор своих клиентов. Чего стоит одна только коллекция «100 лет парфюмерии в шипрах»! Знакомство с ней — увлекательнейшее путешествие по ароматом разных десятилетий, начиная с 1920 года и вплоть до 2020.

Шипр — это целое семейство ароматов, в состав которых входит мох дуба, бергамот, пачули, сандал и ладан. Получивший свое название от острова Кипр, где на стволах дуба произрастает мох, вокруг которого и строится весь аромат, «Шипр» был впервые представлен публике в 1917 году знаменитым французским парфюмером Франсуа Коти. С годами аромат перерождался в соответствии с эпохой — изнеженная утонченность 30-х годов сменялась суровостью военных лет, в 50-е стало прослеживаться влияние американского  менталитета,  так  как он стал основным рынком сбыта в послевоенные годы, и так далее. И вот все эти метаморфозы можно почувствовать в коллекции Фролова. При этом его ароматы не являются повторением каких-либо исторических образцов, а представляют переосмысленную парфюмером квинтэссенцию  эпохи.

Ателье духа

По словам Фролова, отечественные духи отличатся от зарубежной селективной парфюмерии более сложной композицией и более глубоким идейным подходом — это произведения искусства, созданные маленьким тиражом, которые можно сразу относить к музейным экспонатам. При этом сам парфюмер открыто признает, что сейчас людям не понятно, как вообще российкие духи могут из себя что-то представлять. «Наша парфюмерия отличается тем, что она всегда идет из жизненного опыта и глубины самого парфюмера, — поясняет Ян Фролов. — А так как у нас всегда парфюмеры — это люди очень интересные, то и парфюмы получаются необычные. У нас нет заказчика, как на Западе. Там собирается группа маркетологов и они ставят парфюмеру задачу: сейчас модно вот такое направление — сделай нам такие духи, и этот аромат должен умещаться вот в такую-то стоимость. Мы же можем позволять себе любые вольности, придумывать любые сюжеты и применять более широкий спектр ингредиентов».

Парфюмерный орган, расположенный прямо в зале бутика, насчитывает около девяти сотен компонентов. Любой может прийти сюда, чтобы ему за пару часов составили его собственный неповторимых аромат, воплотили почти любую фантазию в запахе. Стоит такое удовольствие 15 000 рублей за 30 мл. Хорошая новость, что если духи вам не понравятся, то вы их можете не покупать. Если выбирать из уже готовых ароматов, то побаловать себя можно за 2500 рулей пятнадцатью миллилитрами, а флакон в 50 мл обойдется в 7500 рублей. Безусловно, если проводить не совсем корректное сравнение авторских ароматов с духами из спортивных линеек масс-маркета, то цена российского парфюма кажется весьма высокой. Но все же правильнее сопоставлять подобное с подобным. А в этом случае стоимость духов YanFroloff perfumer находится на одном уровне с европейской селективной парфюмерией, но при этом оригинальность и уникальность перевешивает в пользу петербургских брендов.

На грани бизнеса и хобби

— Как бизнес это никому не интересно, — откровенно сообщает Ян Фролов. — Но у нас другие задачи. Понятно, что, вложив эти деньги в какое-то другое предприятие, я мог бы получить прибыль гораздо быстрее и в большем объеме. Но мы же странные люди — российские парфюмеры. Мы многие компоненты делаем вручную, поэтому зачастую наши ароматы потом уже нельзя повторить. Мы находимся в сегменте авторской парфюмерии, как высокая мода. Но при этом мы недооценены в плане стоимости. Но для нас зарабатывание денег — не то, ради чего это все делается. Мы идейные пионеры. Мы хотим, чтобы у нас появилась своя фабрика, чтобы больше людей могли пользоваться нашим достойными и красивыми композициями. Но для этого нужны еще большие денежные ресурсы и вложения. Надо, чтобы люди нас узнавали. Это уже следующий этап.

«Утpo Пeтepбуpгa»