В ресторанах Санкт-Петербурга можно рисовать

художник с мальбертом

Недавно список культурных развлечений Северной столицы пополнился еще одним форматом — вечеринки Painty в барах и ресторанах, где собравшиеся гости рисуют картины за бокалом вина или иного излюбленного напитка. Мы пообщались с создателем нового проекта и арт-терапевтом, чтобы понять, кому и зачем нужно такое времяпрепровождение.

Пространство бара «Невесомость», расположенного на крыше отеля «Введенский», что в самом сердце Петроградской стороны, само по себе настраивает на творческий лад, особенно в погожий воскресный вечер: открытая терраса, свежий воздух, великолепный вид на город, вино, легкая музыка и около тридцати «живописцев», перед которыми стоит чистый холст и краски. Правда, есть сомнения, сохранится ли столь же приятная атмосфера, если место будет не видовая «Невесомость», а обычный ресторан или более стандартный бар.

Painty позиционируется не как школа рисования и даже не как мастер-классы, а именно как вечеринка. И, видимо, чтобы гости приходили сюда снова и снова, каждый раз им предлагают нарисовать новую картину — нам достались маки. Больше всего происходившее походило на коллективную арт-терапию: ди-джей создавал позитивный и динамичный фон, жизнерадостная художник-ведущая вечера Ольга играючи управлялась не только с кистью, но и с аудиторией, помогая гостям раскрепоститься и отдаться творческому порыву.

— Мы не пытаемся сделать из людей художников, — рассказывает основатель проекта Дмитрий Анисимов. — Painty — об эмоциях и новом способе досуга. Участие доступно для каждого — рисуют и те, кто ни разу не держал кисточку в руках и не видел мольберт. На вечеринках — полная свобода действий, мы не ставим людей в рамки предложенной картины, каждый может рисовать, что хочет и выражаться по-своему. Кроме того, мы не привязаны к одному месту — мы устраивали вечеринки в барах, на крыше отеля, в ресторане музея современного искусства. 70% участников — это женщины от 25 лет. В основном, приходят влюбленные пары и компании подруг. Радует, когда участники приходят с родителями, в основном с мамами.

Рисование — один из терапевтических методов, применяемых психологами по всему миру в работе с детьми и взрослыми. Интуитивное рисование или создание набросков по заданной теме широко используется психологами для коррекционной работы, диагностирования людей и лучшего понимания их внутреннего мира. Это так называемые проективные рисуночные тесты. Оно, безусловно, более полезно, чем работа с холстом и красками по заданному образцу. Но в любом случае, этот вид творчества — прекрасный антистресс.

— Рисование — это наиболее естественное проявление человека с самого раннего возраста. — рассказывает Альфия Гумерова, психолог и арт-терапевт НИИ «Психотравм личности». — Если ребенок не рисует, это может настораживать, ведь для него это некое самовыражение. Мы редко придумываем что-то кардинально новое. Рисование отражает, увиденное ранее или то, что у нас внутри, — это проекция внутреннего мира. Наряду с движением, это самый доступный продукт творчества человека, ведь рисовать можно даже палочкой на песке. С точки зрения терапии, рисование дает некий эмоциональный выброс, избавление от переживаний, чтобы они хотя бы не переливались через край. Поэтому арт-терапевты рекомендуют рисовать и взрослым, особенно когда накипело. Даже если не хочется в момент сильных переживаний рисовать, можно просто почиркать карандашом, сделать кисточкой красочное пятно. При этом владение техникой вообще никакого значения не имеет. Когда я начинала работать в психологии, я думала, что профессиональные художники идеально изобразят, например, человека в рамках проекционного рисунка. Я пригласила знакомых художников. И каково же было мое удивление: никакие художественные способности не могут прикрыть те или иные психологические особенности человека ни в рисунке, ни в иных продуктах его творчества. Как-то я двухлетней девочке показала одно из монументальных полотен Айвазовского, кажется, «Шторм на Черном море». Ребенок посмотрел и спросил: «Дядя болел?». И ведь она была права: у Айвазовского есть разные периоды, например, когда он рисовал корабли только в полный штиль и когда он рисовал разгул стихии.

А групповое рисование, по мнению эксперта, дает еще и интеграцию в коллектив, понимание того, что человек — часть целого. Оценивая концепцию Painty, Альфия акцентировала внимание на том, что, хоть сюжет картины — выбор организатора, случайностей, по ее мнению не бывает, и каждый гость попадает какой-то вариант не просто так. Разное содержание полотен заставляет человека погружаться в те или иные состояния: есть изображения, которые отправляют нас в детство или в радостные моменты, есть те, что навевают грусть и тоску. Более того, один и тот же пейзаж или натюрморт у разных людей способен вызвать различную гамму чувств. И когда человек начинает воплощать картину-задание, то погружение в эмоциональное состояние тоже дает терапевтический эффект.

Проект вечеринок Painty родился во время подготовки новогоднего корпоратива для одного из проектов Дмитрия Анисимова: «Хотели собраться вместе и нарисовать картину — общую или каждый свою. Нам посоветовали художника, который проводил мастер-классы. Он назвал приличную цену, плюс нужно было самим найти холсты, купить, краски, мольберты, а мы ничего в этом не понимали. Задача была нерешаемая, и мы просто посидели командой в ресторане неподалеку от офиса».

Позже, побывав на паре занудных мастер-классов по рисованию, он решил, что в городе не хватает мероприятия, где можно было бы не только порисовать, но и хорошо провести время в веселой компании. Подготовка проекта заняла почти полгода, вместо планировавшегося месяца: сказались длительные переговоры по поставкам материалов, нейминг, «упаковка» продукта и поиск ведущих — чтобы найти художницу Ольгу, пришлось провести пол сотни собеседований.

Гости Painty рисуют акриловыми красками, которые легко ложатся на холст и легко смываются с рук. Попытка поддержать отечественного производителя провалилась по всем фронтам, как рассказывает Дмитрий: «Несколько месяцев мы вели переговоры о поставках краски в Россию. Сначала акриловую краску заказали на небольшом петербургском заводе. Но оказалось, что ее не во что паковать для вечеринок, а удобные контейнеры с дозаторами можно было заказать только партиями от 10000 штук. В итоге, краску с помпами нашли в США. Легких и мобильных настольных мольбертов в России мы также не нашли, долго искали производителя за рубежом — заказали в Китае. Даже найти ткань для фартуков и столов оказалось не легко: пожалуй, мы связались со всеми поставщиками в России, и в итоге все равно везли из Поднебесной. Зато шили фартуки и скатерти здесь, в петербургских ателье». Возможно, именно из-за таких организационных сложностей создатели вечеринок не планируют расширять формат, добавляя к рисованию лепку из пластилина или глины, вязание и прочее «ручное» творчество.

«Утpo Пeтepбуpгa»