Серебряное ожерелье: Вологда

Внутренний туризм в России набирает все большую популярность. Касается это не только заменителей Турции и Египта — Сочи и Крыма. И если «Золотым кольцом» никого не удивишь, то «Серебряное ожерелье» — что-то новенькое. Знатоки говорят, что на Русском Севере есть, что посмотреть. Мы отправились в Вологодскую область и по итогам поездки составили перечень из дюжины мест, которые необходимо посетить  любознательному  туристу.

Вологодский кремль

Это одна из крупнейших крепостей средневековой Руси. Кремль начал сооружаться в 1567 году по приказу Ивана Грозного, а по размаху территории в два раза превосходил здание Московского Кремля. Говорят, царь, который облюбовал северо-западные территории своего государства, в пылу духовных терзаний планировал перенести в Вологду столицу, однако ликвидация опричнины изменила его планы и Кремль не был построен. А, как гласит легенда, столица осталась в Москве, потому что из внутренней части свода Софийского собора прямо перед Иваном Грозным упал кирпич, что царь воспринял как неодобрение Богом своих планов.

Комплекс сооружений, который сейчас называется Вологодским Кремлем, создавался в течение нескольких столетий. В итоге разновременные постройки сильно отличаются друг от друга по стилю.

Сейчас в состав памятника входит великолепный Софийский собор — древнейшее каменное здание Вологды, центральный купол которого настолько масштабен, что в нем свободно могла бы развернуться тройка лошадей. Кроме того, в одном из выставочных корпусов кремля представлена потрясающая коллекция русских икон, среди них и почитаемые как чудотворные иконы Древней Руси, и достойные внимания образцы иконописи XVII-XVIII веков.

Музей кружева

Вологодский Музей кружева располагается в городской усадьбе именитого крестьянина Сорокина уже шесть лет. Самая крупная гражданская постройка Кремлевской площади вмещает в себя ряд уникальных экспозиций. Первые залы посвящены европейским кружевным центрам — Германии, Франции, Польше, Словакии, Испании, а также эпохе зарождения искусства кружевоплетения из золотых и серебряных нитей. Основная же часть музея, выстроенная в хронологическом порядке, находится на втором этаже и занимает восемь залов, представляя для внимания посетителей более 700 экспонатов. Среди любопытных экспонатов можно найти, например, свадебное платье одной из жительниц Вологды, которое сделала ее мама. Работа над кружевным нарядом заняла полтора года: молодой человек, к свадьбе с которым создавалось это платье, не дождался невесту, и в кружевном наряде девушка пошла под венец уже с другим женихом.

Отдельного внимания заслуживает галерея, в которой представлены произведения известных вологодских художниц, а также образцы агитационного кружева, которое создавалось на местной фабрике «Снежинка». Кроме того, в коллекции представлены и современные образцы, например, кружевные шторы, которые создавались вологодскими мастерицами по заказу Романа Абрамовича для его шато во Франции.

Вологодская картинная галерея

Вологодская областная картинная галерея появилась в 1952 году на базе художественного отдела областного краеведческого музея. Ее история тесным образом связана с деятельностью Северного кружка любителей изящных искусств. В структуру галереи входят Центральный выставочный зал, Шаламовский дом, Музейно-творческий центр «Дом Корбакова» и Мемориальная мастерская заслуженного художника России А. В. Пантелеева. Ядро коллекции русского искусства составляют живописные и графические работы Боровиковского, Васнецова, Нестерова, Врубеля, Бенуа, Клодта, Куинджи, Крыжицкого и других. Из Государственного музейного фонда в 1920-х годах вологодскому музею были переданы картины Айвазовского, Левитана и ряда европейских мастеров. Из Русского музея — этюды Верещагина и один из портретов работы Репина, а пейзажи Поленова и ряд других полотен русских мастеров переехали в Вологду из Третьяковской галереи.

Несмотря на камерность вологодского «Эрмитажа», достойных внимания экспонатов много — даже для избалованных музеями петербуржцев. Например, здесь представлены портреты местного безымянного живописца первой половины XIX века, удивительным образом напоминающие работы великого Гольбейна и одновременно имеющие свое собственное очарование. Представлена в экспозиции и картина середины позапрошлого века кисти Богдана Виллевальде, рекламирующая новую военную униформу в разных ракурсах, — лишнее подтверждение тому, что важность рекламы и пиара уже давно оценили по достоинству. В одном из залов висит полотно «Киев» Александры Экстер, которое чаще всего из всех предметов собрания отправляется гастролировать на выставки, помогая тем самым музею пополнять доходную часть, по этой причине сотрудники картинной галереи, шутя прозвали главной «шлюшкой» музея эту работу кисти яркой представительницы русского авангарда и одной из основоположниц стиля «арт-деко».

Музей деревянного зодчества «Семёнково»

Архитектурно-этнографический музей под открытым небом, посвященный деревянному зодчеству и традициям русского быта, расположен в двадцати минутах езды от Вологды, в живописном месте на берегу реки Вологды, в деревне Семёнково.

Из разных мест Вологодской области сюда перевезли памятники  деревянного домостроения середины XIX — начала XX веков. Самой старой постройкой в музее является дом Кочкиных из Тарногского района, датируемый 70-ми годами XIX века. В центре деревни стоит большой, богато украшенный пропильной и скульптурной резьбой дом Болотовых. Здесь представлены экспозиции, посвященные разным видам трудовой деятельности крестьянина. В состав музея входит также комплекс «Вологодская ярмарка» — ярмарочная площадь с торговыми рядами, качелями и каруселью. Помимо чисто знакомства с сохранившимися в первозданном виде деревянными  избами,  мельницами  и  прочими строениями,  музей  предлагает  целый ряд интерактивных программ, которые вовлекают посетителей в атмосферу быта русской деревни. Здесь можно посмотреть и поучаствовать в сюжетно-театрализованных мероприятиях по мотивам русских народных сказок, играх-путешествиях по станциям, принять участия в традиционной русской свадьбе или в проводах в служивые. А на масленицу в «Семёнково» устраивают традиционные гулянья и выпекают блин на чугунной сковороде гигантских размеров. Добраться до «Семёнково» можно на машине по дороге «Вологда — Медвежьегорск» или автобусом «Вологда — Молочное».

Памятник букве «о»

Один из самых необычных арт-объектов можно встретить в самом центре Вологды — это памятник букве «О». Он представляет собой прописную букву высотой около 2,5 метров, стоящую на металлическом постаменте и украшенную витиеватым орнаментом. Бытует мнение, что вологжане «окают» и что именно это отличает их от жителей других регионов России. Поэтому студенты Вологодского института бизнеса решили увековечить эту особенность таким необычным способом. Так что теперь вологодское «оканье» можно не только услышать, но с ним можно даже сфотографироваться. «О» прописалась в одном из городских скверов — на Соборной горке, напротив дома Шаламова.

Скамейка «Посидим, поокаем»

Продолжая тему вологодского диалекта, нельзя не упомянуть о кованой скамье со расхожей фразой «Посидим, поокаем», расположенной в Кремлевском сквере. Необычную скамейку, с которой можно любоваться видом на берег реки Вологды и аллею Кремлевской площади, подарили вологжанам ко Дню города кузнецы-участники II международного фестиваля народных промыслов «Голос ремесел». Эта скамья задумывалась как символ гостеприимства вологжан.

Кованая гармошка и книга, установленные на скамейке, посвящены вологодскому поэту Николаю Рубцову. По словам создателей, каждый предмет выбран не случайно. Гармошка была любимым музыкальным инструментом писателя, а книга лучше всего отражает творчество Николая Михайловича. В ней даже написано стихотворение
«Выпал снег — и все забылось!».

Арт-объект «дверь в…»

На набережная, там где сходятся Ленинградская улица и улица Маяковского, на небольшом помосте, символизирующем карту Вологды, установлена открытая кованая дверь. Ее украшают золотые рыбки, солнце, Вологодский кремль с куполами Софийского собора, колокольня, элементы резьбы с деревянных домов, а также символы ремесел и промыслов Русского Севера. Открытая дверь символизирует открытость Вологды и ее жителей, а также верность традициям предков. Уже даже сложилась традиция постучаться в дверь три раза, а затем пройти через нее, загадав желание. Над скульптурой весом 1200 кг трудились семь мастеров. Автор проекта — вологодский кузнец Михаил Шубин, принимавший участие и в создании скамейки «Посидим, поокаем».

Памятник 800-летия Вологды

Памятник 800-летию Вологды был установлен в 1959 году в самой древней части Вологды — на набережной одноименной реки, недалеко от Соборной горки и Вологодского кремля.
Монумент был воздвигнут на месте, где раньше стояла церковь Воскресения Христова, о которой упомянул в своей летописи Преподобный Герасим. Барельефы памятника отображают основные вехи истории города. В самой Вологде монумент вызывает ожесточенные споры по ряду вопросов. Например, многие полагают, что, на самом деле, памятник посвящен 850-летию Вологды.

Спасо-Прилуцкий  монастырь

Один из крупнейших монастырей Севера был основан в 1371 году одним из первых учеников Сергия Радонежского, русским святым и небесным покровителем Вологды и всего русского воинства — преподобным Димитрием    Прилуцким.

Художественное значение этого действующего монастыря очевидно в прямом и переносном смыслах. Здесь сконцентрированы основные черты вологодской архитектуры за три столетия, причем ансамбль монастыря сохранился до наших дней без каких-либо утрат. А Спасский собор с его колокольнями, расположенными в центре обители, стал первым каменным храмом, построенным в Вологде. Чтобы строительство могло осуществляться как можно скорее, Иван Грозный повелел освободить монастырь от всяких пошлин.
Монастырь пользовался большой популярностью у Ивана III, Василия III и Елену Глинскую, Ивана IV. Спасо-Прилуцкому монастырю активно жертвовали земли, деньги, церковную утварь и многое другое московские цари и знать.

Известен монастырь и тем, что на его территории захоронен известный русский поэт Константин Батюшков. Однако помимо культурно-исторического значения, Спасо-Прилуцкий монастырь привлекает внимание и хранящимися здесь реликвиями. Главные из них — чудотворные мощи преподобного Димитрия Прилуцкого и Игнатия Прилуцкого, который будучи племянником Ивана III, 32 года из 45 лет жизни провел со своим братом в заточении в Вологде.

Опоки

Самая известная и самая большая река Вологодчины — Сухона. Примерно в 70 километрах от города Великий Устюг, на правом берегу Сухоны, есть деревня Опоки, название которой с древнерусского переводится как «скалы». Именно эти береговые скалы, высотой до 70 метров, и представляют собой удивительное место, настоящее Северное Диво. Здесь под натиском реки образовались Сухонские скалы. Постепенно вгрызаясь в толщу древних пермских и четвертичных отложений, река обнажила 70-метровый слой и красных глин, и белых гипсов, и прочих минеральных пород, возраст которых составляет сотни миллионов лет. На противоположном, левом, берегу Сухоны, у нежилой деревни Братское, есть еще одно притягательное место — фонтанирующий источник. Этот гейзер с артезианской водой пользуется большим спросом у туристов.

Ферапонтов монастырь

Это место в Вологодской области знаменито сегодня, прежде всего, двумя вещами. Во-первых, здесь провел часть своего заточенья опальный патриарх Никон. Но, что еще важнее, именно в Ферапонтовом монастыре можно увидеть чуть ли не единственную и уж точно самую значительную из сохранившихся часть наследия великого русского иконописца второй половины XV века Дионисия, который считается продолжателем традиций Андрея Рублёва. Дионисий за свой счет расписал собор Рождества Богородицы и создал для этого храма иконостас. Настенное убранство собора, площадь которого составляет около 600 кв.м., дошло до наших дней в первозданном виде. Иконописец изобразил более трех сотен сюжетов, и только два из них утрачены. Все росписи, ставшие последней работой «богослова в красках», были созданы шестидесятилетним Дионисием за 34 дня, а на рубеже XX-XXI вв. их реставрация заняла 35 лет.

Основатель монастыря преподобный Ферапонт, как и его сподвижник преподобный Кирилл Белозерский, основавший еще одну жемчужину Вологодских земель — Крилло-Белозерский монастырь, был учеником Сергея Радонежского. В преклонном возрасте Кирилл и Ферапонт отправились на Север, чтобы основать монастырь, как повелела Богородица Кириллу в его видении. Но первый хотел жить «жестко и тесно», а второй — «пространно и гладко», и поэтому Ферапонт, прожив какое-то время в Кирилло-Белозерском монастыре, отправился основывать свою обитель. По иронии судьбы Ферапонтов монастырь получился компактным и очень уютным, а Кирилло-Белозерский стал самым большим монастырем Европы.

Ферапонтово утратило роль монастыря еще в конце XVIII века. Отчасти этим объясняется редкая сохранность и стилевое единство этого монастырского ансамбля Русского Севера периода XV-XVII веков. Здесь легко прослеживаются типичные черты русской архитектуры времен формирования централизованного государства, а также особый духовный строй северного монашества. Экспозиция раскрывает особенности хозяйственного уклада и быта. Здания монастыря — редкий пример на Русском Севере, сохранивший все характерные особенности декора и интерьеров. Сейчас Ферапонтово — историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, входящий в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Кирилло-Белозерский  монастырь

Северный форпост Московского княжества, Кирилло-Белозерский монастырь, — символ всей Вологодской области, сокровищница российской культуры, место с историей, наполненной драматическими событиями. Здесь царит совершенно особая атмосфера умиротворения, благости и величия.

Музей-заповедник, расположенный на территории монастыря, славится, прежде всего, древними иконами. Собрание насчитывает около полутора тысяч произведений древнерусской живописи. Главной, хоть и не единственной, жемчужиной коллекции является четырехярусный иконостас Успенского собора, главного храма Кирилло-Белозерского монастыря. Иконостас был создан в 1497 году. По сравнению с более ранними аналогами, этот являет собой классический русский иконостас, наиболее полно воплотивший главную идею — связь земного и небесного мира через молитву святых. Его уникальность состоит также в его масштабе: это крупнейший русский иконостас из дошедших до наших дней. Кроме того, он сохранился почти в полном объеме: за пять с лишним веков было утрачено всего две иконы. Еще одна особенность заключена в том, что над созданием отдельных частей работали мастера, представляющие отличные друг от друга по манере и технике московскую, ростовскую и новгородскую школы иконописи. Однако собранные воедино части иконостаса воспринимаются как гармоничное единое целое. В XVIII ансамбль иконостаса был разделен на части, и потребовалась огромная настойчивость и кропотливая работа специалистов, чтобы найти и идентифицировать отдельные иконы как часть некогда единого целого. Сегодня большая часть из них хранится в самом Кирилло-Белозерском монастыре, хотя отдельные иконы можно видеть в Русском музее, Третьяковской галерее и Музее древнерусского искусства Андрея Рублёва. Помимо великолепных икон здесь же можно увидеть уникальные коллекции археологических находок, изделий из металла XVI-XX веков, графики, редчайших документов и книг, в том числе рукописных.

«Утpo Пeтepбуpгa»