Осенью в Петербурге стартовали первые секретные концерты международного проекта Sofar Sounds. Секретность тут в прямом смысле: зарегистрировавшийся на мероприятие участник не знает ни места встречи, ни списка артистов. Единственные вводные — это будет необычное место, локальные музыканты с качественной музыкой и акустиче-ской программой и непосредственный контакт гостей и исполнителей. Плату берут не за вход, а за выход: после концерта гости оценивают мероприятие и каждый оставляет ту сумму, которую считает разумной. Мы поговорили с организаторами, участниками и гостями первых двух встреч, чтобы выяснить, насколько близок нашему городу оказался завоевавший полмира формат.

Татьяна Пантелеева, организатор

Петербургский Sofar Sounds имеет официальную лицензию на проведение концертов в Се-верной столице под этим именем. Так что мы не просто подсмотрели и скопировали: был период долгих разговоров с основателями проекта в Skype, представление нашего видения, для первого концерта мы согласовывали музыкантов, место проведения. Сейчас будет уже третий концерт и этого не требуется — мы показали свою адекватность и возможность сделать проект таким, каким он должен быть. У лидеров Sofar Sounds — сильное сообщество, закрытая группа в Facebook, где постоянно что-то происходит. Мы скидываем друг другу классных музыкантов и локации, спрашиваем мнение, да и просто хвастаемся успешными концертами. Это отличное поле для поиска новых друзей — таким образом я познакомилась с девочкой-организатором в Хельсинки, думаем сделать обмен музыкантами в честь какого-нибудь праздника. Я активно слежу за тем, что происходит в других городах. Про Sofar Sounds нам рассказали ребята из группы Casa Murilo, когда мы были летом в Норвегии, так что мы были свидетелями их подготовки к концерту. Мы постарались максимально привлечь внимание к проекту — есть ажиотаж во время регистрации, перед концертами, после концертов. На первый концерт записались 2300 человек — такого не было в истории Sofar Sounds. Мне звонили основатели посреди ночи, спрашивали, что происходит с нашим листом регистрации? Думали, что-то с системой случилось.

Разница между петербургским проектом и аналогами, пожалуй, в том, что мы ищем действительно необычные локации, пока еще ни разу не сорвались (и не собираемся) на какой-нибудь лофт. Первый концерт был в бывшем императорском банке на Фонтанке, второй — в Мастерской Аникушина, сейчас ведем переговоры с другими классными местами, в которых до нас никогда не было концертов. Площадка — чем необычнее, тем лучше. Это порождает некие проблемы, но пока мы успешно справлялись с ними — в императорском банке была одна розетка на все здание и толстый слой побелки везде — боролись с ним 20 часов, а в Мастерской Аникушина из-за особого строения здания, достаточно долго выстраивали звук. Но это быстро забывается, когда люди заходят и восторженно ахают. Мы с Катей Штарёвой, вторым организатором, пару раз в неделю ходим смотреть разные помещения, выбираем, договариваемся, это нелегкий процесс, но классный. Я думаю, что Sofar Sounds — это еще и отличная возможность узнать город с другой стороны, с такой, про которую чаще всего не пишут в путеводителях. Слоган Sofar Sounds — songs from a room, то есть, смысл в камерности, акцентировании именно на музыканте, а не на каких-то побочных разговорах, тыкании в телефон. Мы думаем сделать летом фестиваль Sofar Sounds, но это будет скорее много концертов в секретных местах, а не одна большая сцена в секретном месте. Лето — самый классный период для концертов такого рода, а Петербург — лучшая локация в любом случае.

Дарья Борисова, зритель

Про Sofar я узнала в начале 2015 года, когда прочитала о том, что группа Bastille закончила свой тур выступлением на этом мероприятии — если, конечно, я ничего не путаю. И в тот момент я подумала, какая отличная концепция концертов: они очень камерные и похожи больше на посиделки у друзей, чем на концерт в нашем привычном понимании. Поэтому, ко-гда я узнала, что концерты приходят в Питер, очень обрадовалась. И опять же, приятно быть первым городом России, который их принял. В других местах, увы, не приходилось бывать, но планирую со временем это исправить: вдруг попаду на Radiohead.

На мой взгляд, подборки музыкантов на местных SoFar очень достойные, все они довольно популярны в Петербурге. Так как проект совсем недавно стартовал, думаю, организаторы еще смогут нас удивить различными жанрами и неожиданными артистами. Угодить аудитории сложно даже на гигантском фестивале на 90 групп, поэтому я считаю, что в формате «секретной вечеринки» зрители должны понимать, что их музыкальные предпочтения могут быть не учтены. Я, например, люблю пост-хардкор и прекрасно осознаю, что вряд ли на Sofar когда-то появится такая история. Однако ходить на эти концерты не перестану. Так случилось, что в силу работы, я со всеми артистами знакома. Поэтому только порадовалась лишний раз, получив возможность полноценно их послушать. Могу сказать, что музыканты все очень профессиональные. И самое главное — они получили возможность пообщаться со своим зрителем в формате «квартирника». Огромное спасибо артистам за то, что не побоялись рискнуть и попробовать себя в таком необычном формате. А на сольные концерты ребят я, конечно, стараюсь ходить — всегда интересно, что еще нового они могут придумать.

На мой взгляд, общая черта у аудитории Sofar — интерес к жизни. Это люди, которым нравится следить за модой, культурой, изменениями в общественных тенденциях. Им хочется удивляться, развиваться. Ну и, конечно, чувствовать свою причастность к общему делу. Конечно, это очень общая характеристика. Но самая главная черта — это нескончаемое любопытство, желание заглянуть за ширму: посмотреть на то, что доступно только ограниченному числу избранных. Вы знаете, как я переживала, попаду ли я на Sofar? А я в принципе, все свое свободное время провожу на концертах. Тем не менее, пока мне не пришло письмо с локацией, я места себе не могла найти.

Я прекрасно знаю, как непросто делать концерты, заниматься организацией, договариваться с нестандартными площадками, артистами. Поэтому, такой труд должен быть достойно вознагражден. Сумма, которую человек оставляет после концерта в рамках Sofar — это выбор каждого. Кто-то может позволить себе оставить больше, кто-то — меньше. Система donation очень понятна и разумна в этой ситуации: тебе может понравится больше или меньше, пото-му что, опять же, изначально, не знаешь, что услышишь, ты не целенаправленно идешь на концерт любимой группы, за которую готов заплатить любые деньги. А вот уйти, не заплатив — это неуважение. Даже, если тебе не понравилось.

Евгений Кубыкин, музыкант, «Зимавсегда»

В начале осени мне позвонила наш менеджер Ярослава и сказала, что есть предложение сыграть на секретном концерте в новом оригинальном формате. Я ознакомился с темой Sofar по роликам на YouTube и понял, что это очень подходящий для меня формат и я не могу не принять участие в таком интересном событии. Мне показалось, что публика реагировала одинаково хорошо на всех артистов. Что касается выступления перед аудиторией, которая совсем с тобой не знакома, могу сказать, что для меня это всегда своего рода вызов, проверка. Но люди все-таки шли не только за музыкой, но и за атмосферой. А благодаря организаторам концерта, их вкусу, она была стопроцентно соответствующей. Я думаю, что на этих концертах музыка должна быть акустической, это подтверждают многочисленные видео с концертов Sofar. У бренда уже много поклонников во всем мире и, в общем, уже сформировавшийся стиль, так что и организаторы понимают, что это должна быть за музыка, и слушатели примерно представляют, что их ждет на концерте. Мне кажется, Петербург просто создан для Sofar, ибо здесь столько романтично-меланхолично-лиричной музыки, сколько нет ни в одном российском городе. Площадка всегда подготовлена. Там есть вся необходимая аппаратура, не холодно, с крыши не капает. В плане организации все здорово. А это все, что нужно артисту, чтобы работать.

Даша Шульц, музыкант

Насколько я знаю, мы не напрашивались на Sofar, нас пригласили. Конечно, было интересно поучаствовать — это же секретные акустические концерты, в самом слове секрет уже содержится интерес. Публика отреагировала положительно: были очень теплые зрители. Там была настолько мягкая легкая атмосфера, что я и мои музыканты чувствовали себя комфортно. Конечно, всегда страшно, когда ты понимаешь, что для зрителей окажешься сюрпризом. Но, мне кажется, в любом случае, что отдаешь, то и получаешь. На таких концертах может звучать совершенно разная музыка, главное, чтобы была единая положительная атмосфера мероприятия для души. А для артиста это стресс и адреналин в одном флаконе.

Музыканты на Невском
«Утpo Пeтepбуpгa»