Вопрос о том, сколько в Петербурге портов, поставит в тупик даже местного жителя: все знают про порт по соседству с Ленэкспо и Адмиралтейские верфи, кое-кто, может быть, вспомнит Речной вокзал. Споткнувшись об эту дилемму, мы постарались разобраться с тем, что же определяет Петербург как город-порт.

Большие надежды

Первым делом Петр I бросился строить Петропавловскую крепость и осваивать нынешнюю Петроградскую сторону. Вокруг крепости появились первые временные строения, а поскольку нет ничего более постоянного, чем временное, они же и стали первыми городскими жилыми домами. Порт расположился в непосредственной близости к месту действия — на Троицкой площади.

лед стоит на Неве

Три века назад порт Петра Великого стремительно разрастался: в 1703 суда принимала только Троицкая площадь, через пару лет причал заработал там, где сейчас стоят очереди группы туристов, стремящиеся попасть в культурную Мекку культурной столицы — Эрмитаж, а к 1713 году главным причалом петербургского порта стала Стрелка Васильевского острова. В том же году Петр официально объявил навигацию  в  Балтийском  море  открытой.

Спустя пару веков петербургский порт обеспечивает сорок пять процентов всей российской внешней торговли и уже захватил огромные территории, в том числе и городские площади. Грузовые суда проходили по Неве на дюжину километров от устья — тогда, в XIX веке, это позволяли конструкции.

В архивах есть, например, данные о грузообороте в 1856 году: в городе побывало более трех тысяч иностранных судов, за границу из петербургского порта отправлено свыше четверти миллиона пудов (пуд равен 16 кг) грузов, в том числе двадцать миллионов пудов хлеба, около трех миллионов пудов сахара, один миллион пудов железа.

экспозиция в ВММ

Впрочем, упомянутый 1856 год уже был для города тревожным. Дело в том, что современные на тот момент суда банально не помещались в акватории Невы. Это приводило к транспортировке на перекладных, что осложняло процесс. И вот в 1868 году из 48 млн пудов груза, пришедшего морским путем, только 13 млн пудов было доставлено к невским причалам без перегрузки. А перегрузка была пыткой: даже при благоприятных погодных условиях и небольшом трафике из Кронштадта в Петербург груз перевозили за 12-17 суток, да еще и стоимость доставки иногда равнялась фрахту от Кронштадта до Лондона.

Состояние дел расстраивало не только торговцев, но и обитателей Кронштадта: в 1872 году министр путей сообщения генерал-лейтенант граф А. П. Бобринский заявил прямо: «Соединение специально военного порта в Кронштадте с коммерческим положительно противно военным и коммерческим целям». Порт открылся через тринадцать лет после этого заявления, в 1885 году, на Гутуевом острове. Его спроектировал крупный российский промышленник, предприниматель, инженер Николай Иванович Путилов.

По проекту Путилова был прорыт канал, соединивший Петербург и Кронштадт. Длина этого канала составила тридцать два километра, глубина — около шести метров, а ширина в открытой части — до ста пяти метров. Канал постоянно приспосабливают под новые задачи, увеличивая по всем направлениям: сегодня его длина достигла пятидесяти шести километров, ширина на разных участках колеблется от восьмидесяти до ста двадцати метров, а глубина увеличилась вдвое.

Портовая жизнь окончательно сместилась подальше от исторического центра, и сегодня главный петербургский порт, который так и называется — «Большой порт Санкт-Петербург», находится в Невской губе Финского залива и разросся до целого города в городе. Нынешний главный петербургский порт — это совокупность множества причалов (более двух сотен), судостроительных и судоремонтных заводов, дочерних портов. За год через этот порт проходят десятки миллионов тонн грузов. Технически Большой порт — руководящая всеми петербургскими водными путями организация, иными словами, говоря о Большом, подразумевают именно грузовые перевозки: нефтепродукты, металлы, лесные грузы, контейнеры, уголь, руда, химические грузы, металлолом. Само понятие «Большой порт» появилось в ходе исследования побережья Невской губы, выполнявшегося в 1995-1996 годах по заданию Административного Совета портов.

Чемодан, вокзал, паром

Страшно себе представить, что в XIX веке пассажирское сообщение было организовано так же, как грузовое: людей пересаживали в Кронштадте на легкие суда и отправляли в Петербург. Существуют даже свидетельства очевидцев, которых вынесло штормом в район нынешнего Лисьего носа и которые вынуждены  были  добираться  оттуда  до города чуть ли не пешком. Путиловский канал значительно облегчил им жизнь, но специализированного комфортного пассажирского туристического причала в городе не было вплоть до 80-х годов прошлого века.

прогулочные катера пришвартованы

Морской вокзал на углу Наличной улицы и Большого проспекта Васильевского острова, а если точнее, на площади Морской Славы, 1, был построен в 1982 году специально для приема и обработки круизных и паромных грузопассажирских судов. Проектировал его Виталий Сохин, держа в уме еще более масштабный проект экспериментального квартала западной части Васильевского острова — именно он ставил на берегу Смоленки знаменитые дома «на курьих ножках». Морской вокзал проработал десятилетие, а затем у города не нашлось денег на необходимую модернизацию и здание за несколько лет превратилось в заурядный офисный центр.

Спасать Морвокзал бросились уже в нулевых годах: в 2005 году было принято решение не только об усовершенствовании существующего порта, но и о строительстве по соседству современного комплекса. В 2008 году Пассажирский порт по адресу берег Невской губы Васильевского острова, дом 1 принял первое судно — Costa Mediterranea с 2080 пассажирами на борту. Порт стал крупнейшим в Балтийском регионе специализированным пассажирским портом, инфраструктура которого отвечает всем требованиям для приема современных круизных и паромных судов. Сейчас порт занимает второе место по пассажирообороту среди портов Балтики после Копенгагена.

многопалубный паром

По рекам и каналам

В погоне за круизными лайнерами и ценными грузами в Петербурге совсем забыли про внутренний туризм. Комплекс зданий Речного вокзала, окончательно сформировавшийся в 1974 году на проспекте Обуховской Обороны, в начале нулевых был перепродан под новую застройку, а речное сообщение пустили неловким каламбуром на самотек. Сейчас туристы из Москвы, Перми, Казани и Самары прибывают на причалы «Уткина заводь» и «Соляной», которые находятся на противоположном берегу Невы, около Вантового моста. Это чрезвычайно неудобно и противоречит логистике и здравому смыслу, но город просто не замечает тонкого ручейка внутренних туристов на фоне полноводной реки путешественников с круизных судов.

Рыбный промысел

Рыба в Петербурге есть, и это не только корюшка: в Финском заливе водится более двух десятков видов рыбы, за которыми в любое время года ведут охоту промышленные рыболовные компании и обычные рыбаки. Хотя долгое время этими дарами природы горожане не пользовались, достаточно сказать, что с XVIII по XX век основными поставщиками рыбы для петербургских лавок, дворцов и рынок были волжане, в первую очередь — рыбопромышленная фирма «Братья Сапожниковы».

Петербург был слишком сконцентрирован на своей столичности, чтобы развивать рыболовство. Добычу рыбы в промышленных масштабах в городе на Неве организовали только в 1954 году: была создана Ленинградская База Гослова, объединившая существующие хаотично причалы, рыболовные суда, рыбоперерабатывающие комбинаты и магазины. В девяностых годах базу Гослова реорганизовали, ее перекупил

«Морской порт Санкт-Петербург», и в 1996 году появилась компания «Морской рыбный порт». Увы, руководством рыболовной промышленностью это предприятие не занимается: компания представляет только грузовые услуги. Добычу в Финском заливе осуществляют около пятидесяти компаний — как мелких частников, так и крупных игроков.

Одними из старейших добытчиков рыбы является «Приморский рыбак», под таким именем компания работает с 1991 года, но инфраструктура была создана еще в советское время, просто она не была объединена в полноценную компанию. У фирмы свой рыболовецкий флот, и даже имеются в наличии производственные и ремонтные базы.

В Петербурге и Ленобласти также действуют филиалы «Западной Рыбной компании», которая базируется в Калининграде и также существует еще с советских времен. Вообще на фоне популярной теории импортозамещения рынок рыбопромысловых предприятий растет, но не в Петербурге — Финский залив пустеет, экологическая обстановка тревожная. Прибрежное рыболовство в Ленинградской области осуществляется в Балтийском море, точнее в двух подрайонах — Финском заливе и в исключительной экономической зоне РФ в Калининградской области. Кроме того, промысловые компании и предприниматели занимаются промышленным рыболовством в Ладожском и Онежском озерах и других пресных внутренних водоемах.

построились на подводной лодке

около Троицкого моста крейсер

Морской бой

За Кронштадт Петр I всерьез взялся за два года до своей смерти. Крепость, заложенная в 1723 году, по замыслу государя «заключала бы в себя весь город и все портовые сооружения, и служила бы делу обороны со всех сторон». Но укрепления на острове строились с 1703 года, причем очень быстро — за сезон: Петр Великий успел построить крепость в промежутке между шведской навигацией. В результате, в 1704 году шведы обнаружили, что пройти Невской губе беспрепятственно они уже не могут.

В двадцатых годах XVIII века Кронштадт стал главной военно-морской базой Балтийского флота. Укрепления совершенствовались, но грандиозный пожар 1764 года превратил Кронштадт в пепелище. Заново город-крепость отстраивали двадцать с лишним лет, уже не хаотично, а по генплану, составленному архитектором Чевакинским. Впрочем, и его работа была погребена стихией, но не огненной, а водной — в результате наводнения 1824 года.

Кронштадт, по сути, — город-форт, а не город-порт. Этот город-крепость обороняет Петербург с моря с помощью наземных орудий, дальнобойной артиллерии. Кроме того, Кронштадт служил перевалочным пунктом, когда тяжелые большие суда не могли добраться до петербургского порта.

офицеры и матросы на параде

три матроса и девушка

Балтийский флот в полном составе базировался здесь только в начале XX века, в смутное революционное время, а сейчас Кронштадт — одна из многих баз. Однако военно-морская тематика в Кронштадте проходит постоянным рефреном: здесь работали военно-морской госпиталь и морской собор, здесь учили моряков и офицеров. Вообще до середины девяностых годов прошлого века город был «режимным» объектом. В то же время стали поднимать вопрос о сооружении в Кронштадте гражданского морского порта, но воз и ныне там.

пассажиры речного круиза
Утpo Пeтepбуpгa