Русский музей 2024 – где вход, как пройти, залы, картины

Михайловский дворец билеты

Наверное Русский музей следует поставить одним из главных пунктов в списке посещения достопримечательностей Санкт-Петербурга. Особенно, если вы приехали в Северную столицу на один, два или чуть больше дней. «Почему?» —  спросите вы.

Во-первых: здесь собрана действительно замечательная коллекция лучших работ русских художников, скульпторов и народных умельцев.

Во-вторых: в Русском музее нет такого ажиотажа и столпотворения как в Эрмитаже, а атмосфера музея вызывает чувство спокойствия и душевного равновесия.

В-третьих: сюда очень легко попасть (не нужно стоять в огромных очередях за билетом).

Русский музей. Еще совсем недавно, произнося эти слова, и горожане, и гости города, подразумевали только красивое здание в стиле ампир на площади Искусств. В Михайловском дворце в 1898 году открылся первый государственный музей национального искусства, и здесь располагаются основные экспозиции музея. Но за последние годы в состав музея вошли еще три дворца, имеющие знаменательное историческое и культурное прошлое.

Итак, Русский музей имеет в своем составе четыре здания: Строгановский дворец, Мраморный дворец, Михайловский дворец и Михайловский (инженерный) замок. Все эти дворцы расположены в разных местах Санкт-Петербурга и имеют в названии слова «Русский музей».

Для избежания путаницы назовем Главным зданием Русского музея – Михайловский дворец, расположенный по адресу улица Инженерная, 4. Именно здесь основные залы и экспозиции Государственного русского музея. Именно сюда и желают попасть гости Санкт-Петербурга, прибывшие в Северную столицу в первый раз.

Русский музей. Где вход? Как попасть в Главное здание (Михайловский дворец) Русского музея.

До дворца очень легко пройти от станции метро «Невский проспект» (2-я, синяя линия).как пройти в Михайловский дворец

Выйдя из метро, следуйте (по красной стрелке) по Михайловской улице в сторону памятника Александру Сергеевичу Пушкину, расположенному на Площади Искусств.

Михайловский дворец и памятник Пушкину русский музей

Сразу за памятником вы увидите Главное здание Русского музея — Михайловский дворец.

дорога в Русский музей

вход кассы билеты как попасть в Русский музей
Государственный Русский музей

Режим работы Главного здания русского музея:

Понедельник, среда, пятница, суббота, воскресенье — с 10-00 до 18-00.

Четверг с 13-00 до 21-00.

Вторник — выходной.

Кассы закрываются за полчаса до закрытия музея.

расписание Михайловский дворец Русский музей

Как бы не приятно было попасть в музей через парадный вход, всем посетителям по советско-российской традиции придется зайти через черный вход. Вам об этом сообщит небольшой указатель около мраморной лестницы со львами.

Русский музей лев ВХОД

вход в Михайловский дворец Русский музей

Ниже приведем схему Михайловского дворца (Русский музей). Он состоит из трех основных частей: Корпус Бенуа, Флигель России и, непосредственно, сам Михайловский дворец.

карта Михайловского дворца Русский музей
Русский музей, официальный сайт: Корпус Бенуа, Флигель России, Михайловский дворец
входная дверь в Русский музей
Русский музей: где располагается второй вход. Корпус Бенуа.

Попасть в Главное здание Русского музея также можно через второй вход в корпусе Бенуа.

Фотография ниже дает возможность быстро сориентироваться, где расположен второй вход — на Набережной канала Грибоедова, рядом с Воскресенским собором (Храм Спаса-на-Крови).

Михайловский замок Бенуа Воскресенский собор

Оба входа приведут вас к кассам, где необходимо купить билеты на посещение Русского музея.

Стоимость билетов в 2024 году для граждан РФ и ЕАЭС (Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Россия) и иностранных граждан и лиц без гражданства, имеющие разрешение органом Федеральной миграционной службы на постоянное проживание и работающих на территории РФ.

Михайловский дворец (Понедельник, среда, четверг, пятница)

— взрослые посетители — 600 рублей.

— школьники и учащихся средних специальных учебных заведений (от 14 лет и старше), студенты и пенсионеры — 300 рублей.

Михайловский дворец (Суббота, воскресенье)

— взрослые посетители — 700 рублей.

— школьники и учащихся средних специальных учебных заведений (от 14 лет и старше), студенты и пенсионеры — 350 рублей.

Возьмите обязательно в кассе или у сотрудников музея бесплатную схему расположения экспозиций. С ней вам будет легче построить свой маршрут.

карта Русский музей

После касс, следуя указателям, вы попадаете на парадную лестницу музея. Здесь можно встретить группы школьников.

парадная лестница в Михайловском дворце

школьный класс Русский музей

скульптуры на втором этаже Русский музей

Если вы пришли к открытию, то можно воспользоваться небольшой хитростью для более комфортного просмотра. Начало экспозиции, согласно указателям, справа от лестницы на втором этаже. Но если вы пойдете в левую сторону, то будете практически в полном одиночестве рассматривать великолепные картины К.Брюлова, А.Иванова, И.Айвозовского и др. Затем вы в любом случае посмотрите начало экспозиции.

вход в зал Русский музей

мужчина осматривает Русский музей

Ф.А. Бруни «Медный змий».

картина Ф.А. Бруни Русский музей

посетители в Михайловском дворце Русский музей

диваны в Русском музее

Иван Константинович Айвазовский «Волна».

картина Айвазовского Волна Русский музей

Картина Карла Павловича Брюллова «Последний день Помпеи». Николай I наградил художника лавровым венком, и последнего стали величать «Карлом Великим».

Последний день Помпеи Русский музей

И.К. Айвазовский «Девятый вал».

Девятый вал Русский музей

посетители разного возраста в музее

Григорий Иванович Угрюмов «Торжественный въезд Александра Невского в город Псков после одержанной им победы над немцами».

Обратите внимание на лица двух плененных Александром Невским «безобидных» европейцев, казнивших несколько тысяч русских людей.

Торжественный въезд Александра Невского

О. А. Кипренский «Портрет лейб-гусарского полковника Евграфа Васильевича Давыдова». Это родственник знаменитого героя Отечественной войны 1812 года Дениса Васильевича Давыдова.

гусар давыдов на картине

П.П. Соколов «Молочница с разбитым кувшином».

скульптура Молочница с разбитым кувшином

Интерьеры помещений Михайловского дворца.

столик с вазой Русский музей

ваза на красивой подставке

комната отдыха Русский музей

Михайловский дворец второй этаж

Ф.И. Шубин «Екатерина II законодательница».

скульптура Екатерина II законодательница Русский музей

Портреты детей.

дети дворян Русский музей

Дмитрий Григорьевич Левицкий «Екатерина II Законодательница».

Екатерина II Законодательница на картине

Скульптура М. И. Козловского «Психея», часто ее называют «Девочка с бабочкой». По легенде сама Афродита завидовала красоте юной Психеи.

Девочка с бабочкой Русский музей

Туристы с большим энтузиазмом фотографируются, держа Екатерину II за руку.

Петр Первый на гобелене

Борис Васильевич Суходольский «Живопись».

рисует портрет дворянки в саду

Очень радует здесь большое количество детей. Для них работники Русского музея рассказывают интересные, запоминающиеся истории.

экскурсовод рассказывает детям павел первый

Антон Павлович Лосенко «Чудесный улов».

рыбаки поймали много рыбы

После осмотра залов Михайловского дворца вы попадете во Флигель России, где увидите вживую знакомые с детства полотна.

Виктор Васнецов «Витязь на распутье».

богатырь у камня с надписями Русский музей

В. И. Суриков «Степан Разин». Художнику удалось показать внутреннюю напряженность русского героя-мятежника.

Степан Разин и казаки гребут

Небольшая картина Василия Сурикова «Вид памятника Петру I на Сенатской площади в Петербурге» завораживает.

ночной Исаакиевский собор

Василий Суриков «Переход Суворова через Альпы» (размер картины 4  на 5 метров). Вот настоящий военачальник, вместе со своими солдатами штурмует Альпы, чтобы побыстрее помочь «нашим любимым» европейцам. Кто сейчас в Европе вспомнит подвиги наших солдат?

солдаты и Суворов в горах Русский музей

Илья Ефимович Репин. «Портрет императора Николая II» 1896 год.

Портрет последнего императора России. Кажется, что Николай II уже знает о своей судьбе…

Портрет Николая 2 в тронном зале Русский музей

Илья Ефимович Репин «Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года в честь столетнего юбилея».

картина к 100 летию Госсовета

В. И. Суриков «Покорение Сибири Ермаком».

А это Ермак сотоварищи с мушкетами покоряют север.

стреляют в коренных жителей

В картине «Письмо турецкому султану» привлекают внимание все персонажи. Репин прорабатывал образ каждого запорожца в отдельности, поэтому каждый герой картины получился со своим характером.

казаки пишут письмо Русский музей

Илья Репин «Проводы новобранца». Сколько трагедии в картине. Молодого человека отправляют в армию на долгие 25 лет.

провожают в селе в солдаты

Напротив картины И. Репина «Бурлаки на Волге» всегда много посетителей, здесь установлен удобный мягкий диван.

много зрителей у картины бурлаки на волге

У «Садко» школьникам рассказывали о картине на немецком языке.

русалки и Садко на дне

Русский музей демонстрирует картину-противоречие. Виктор Васнецов. Картина «Битва скифов со славянами».

Во-первых: скифы предки славян. Во-вторых: скифы и славяне разделены несколькими столетиями.

Это получается бой прапрадеда с внуком. Еще со средних веков уничтожались все доказательства древнейшего происхождения народов, заселяющих современную Россию.

Вот небольшой отрывок из работы профессора Анатолия Алексеевича Клёсова:
«К сожалению, в российской исторической науке традиционно продолжается разрушающий, деструктивный подход, касается ли это норманyизма или других периодов отечественной истории. Селективно выбираются и вводятся в «официальный» оборот только источники, преуменьшающие значение, роль славян в исторических процессах.

Нет в этом обороте «Историографии» М. Орбини, нет трудов польского архиепископа Станислава Богуца (Stanislaw Bohusz, 1731-1826), выдающегося просветителя, в одном из трудов которого – «Исторические исследования происхождения славян и сарматов» – описываются славяне, проживающие в древние времена от Сирии до Понта Эвксинского (Черного моря). Нет десятков других книг, ставших в древности или в средние века классическими, где повествуется о славянах прошлых тысячелетий.

Об этом же есть целая библиотека сербских историков прошлого, в которых славянами называют тех, кого российские (и западные) историки называют «скифами». Если против этого у историков есть возражения – где они? Или они живут по поговорке «Ничего не вижу, ничего не слышу, ничего никому не скажу»?»

скифы с копьями

Илья Репин «Николай Мирликийский избавляет от смерти трех невинно осужденных». Именно с этой картины начинается Русский музей при Александре III.

первая картина Русского музея

Лукиан Васильевич Попов «Наймичка». Девочка все свое детство будет ухаживать за чужим ребенком…

юная девочка с чужим ребенком Русский музей

Такое чувство, что Лев Толстой сейчас встанет и пойдет.

портрет русского писателя лев толстой

Николай Александрович Ярошенко «Курсистка».

портрет студентки Русский музей

дворянка у себя на даче

Алексей Данилович Кившенко «Сортировка перьев». Девушки, набивающие подушки перьями немного поспорили…

девушки рунаются в перьевой

Константин Егорович Маковский «Перенесение священного ковра в Каире».

столица Египта в древности

Каждая картина таит в себе историю. Вот картина Владимира Маковского «Ночлежный дом». На Санкт-Петербург идет холодная буря. Бездомные пытаются попасть в ночлежку, все мерзнут и понимают, места хватит далеко не каждому.

В этом старике в шляпе и шарфе с папкой в руках можно узнать художника А. К. Саврасова. Конец жизни этот замечательный живописец провел в одиночестве и нищете, перебиваясь редкими заказами, скитаясь по углам и трущобам.

Маленькая девочка с голыми ножками в огромных ботинках плачет, возможно это последняя ночь в ее жизни. Но никто ей не сможет помочь…

Это хороший штрих к многочисленным современным статьям «Как хорошо жили при царе».

люди мерзнут около ночлежки в Санкт-Петербурге

К.Е. Маковский «Семейный портрет».

Следующая картина совсем недавно висела рядом с «Ночлежным домом», на ней изображена семья брата Владимира Маковского. Девочки такого же возраста, как и ребенок на предыдущей картине, но своим происхождением они заслужили жизнь в достатке. Сейчас эти картины разместили подальше друг от друга, в разные залы.

женщина и две дочки

И.И. Шишкин «Корабельная роща». Работы этого художника узнаваемы сразу.

красивые ровные сосны и река шишкин Русский музей

Василий Верещагин «Шипка-Шейново (Скобелев под Шипкой)». Небольшой фрагмент празднования Победы.

празднуют победу над турками

А вот русские солдаты, навечно оставшиеся лежать за свободу болгар.

погибшие русские солдаты

Василий Перов «Суд Пугачева». Тела казненных дворян лежат рядом с «судьей».

непокорная дворянка пугачев Русский музей

Василий Григорьевич Перов «Монастырская трапеза». Хорошая картина о жизни людей в рясах.

служители церкви пьют вино и едят

Генрих Семирадский «Фрина на празднике Посейдона в Элевсине». В древнегреческом городе Мегары 2500 лет назад жила женщина по имени Фрина. Ее красота и изумительная для южной страны белая кожа поразила многих художников и скульпторов. С нее лепили скульптуру Афродиты Книдской и написали Афродиту Анадиомену. На картине она сама сбрасывает с себя одежды, чтобы все могли быть ослеплены ее красотой.

Фрина скидывает с себя одежду Русский музей

К.Д. Флавицкий «Христианские мученики в Колизее». Первые христиане подвергались жестоким истязаниям. На картине видно, как тащат маленького мальчика на арену с дикими зверями. «Если вас хранит ваш бог — пусть он спасет вас от растерзания львов», — с этими словами выводили христиан на смерть под ликующие возгласы 100 000 римских зрителей.

ребенка ведут на растерзание в Колизей

Русский богатырь.

скульптура русского война русский музей
Адриан Волков «Смерть Ивана Сусанина».

поляки убивают Сусанина русский музей

В. Якоби «Ледяной дом». Потешная свадьба по приказу Анны Иоановны в ледяном дворце.потешная свадьба русский музей картина

А.П. Рябушкин «Московская улица XVII века в праздничный день». Дороги… Как мало они изменились за несколько столетий в России.

девушка идет по грязи русский музей

Леонид Позен «Скиф» — далекий предок россиян, которого хотят «вытравить» из нашей истории.древний русский предок скиф русский музей

Русский музей представляет изделия русских мастеров. Все правое крыло на первом этаже Михайловского дворца занято выдающимися работами старинных и современных мастеров.

Только представьте, сколько труда и мастерства необходимо, чтобы вырезать такую ажурную шкатулку из кости.

Русский музей народные изделия

Или вот интересная работа из дерева «Как мыши кота хоронили» (конец 19 века).из дерева выточено русский музей

В этом небольшом рассказе о Государственном Русском музее мы показали вам лишь малую часть представленных картин, скульптур, работ. Чтобы внимательно рассмотреть все экспозиции музея потребуется несколько дней.

Русский музей. Главное здание. Немного истории.

«По величию наружного вида дворец сей послужит украшением Петербурга, а по изящности вкуса внутренней отделки оного может считаться в числе лучших европейских дворцов…», — так писал журнал «Отечественные записки» в 1825 году. В тот год каждый уважающий себя петербуржец обязательно побывал здесь, у только что законченного Михайловского дворца, построенного архитектором Карлом Росси для Великого князя Михаила Павловича и его жены Елены Павловны.

Сейчас это главное здание Русского музея. Белый зал — единственное помещение, которое сохранилось после перестройки дворца под нужды музея именно таким, каким оно было при Росси. Прекрасные девушки, восседающие на колесницах — Музы, дочери богини памяти Мнемосины и Зевса, изображены на плафоне потолка; Великая княгиня Елена Павловна увлекалась живописью, музыкой, поэзией.

Росписи выполняли прекрасные итальянские художники Джакомо Батисто Скотти и Антонио Виги. Все остальное — плод труда русских мастеров: столярного мастера Бобкова, бронзовщика Захарова, мебельщиков и паркетчиков Знаменского и Тарасова, скульптора Степана Пименова. Белый зал — истинный шедевр, в котором Росси продумал абсолютно все, — от расположения колонн, до мельчайших деталей орнамента и парадного сервиза.

Счастливым образом все это сохранилось: живописная роспись стен, скульптурное убранство, наборный паркет — все осталось от времен Росси. Даже мебель стоит на тех же самых местах (ее количество и местоположение было определено самим архитектором). Зал был так хорош, что английский король Георг даже попросил изготовить с него уменьшенную копию.

Но не только своим внешним видом знаменит Белый зал. Здесь находился знаменитый музыкальный салон Великой княгини. Русское музыкальное общество, благодаря которому в 1860 году были открыты первые музыкальные классы, а затем — и первая в России консерватория, зародилось именно здесь, на этих вечерах. В Михайловском дворце дебютировал как дирижер Петр Ильич Чайковский, здесь исполняли свои произведения Гектор Берлиоз, Ференц Лист, Михаил Глинка. Эти стены слышали голоса Василия Жуковского и Ивана Крылова. Салон в течение многих лет был одним из важнейших кульминационных центров столицы.

«Музыкально-артистические вечера у Великой Княгини были чрезвычайно интересны, — вспоминал их первый участник, известный композитор, пианист Антон Рубинштейн. — Здесь собирались положительно лучшие артисты, которые оказывались в Петербурге. Часто среди гостей являлась величественная фигура Императора Николая».

Государственный Русский музей. Официальный сайт. Купить Билеты.

Недалеко от Русского музея находится изумительный Музей Фаберже