О деловой прессе Санкт-Петербурга

художник с мальбертом

По утрам в петербургских кофейнях и ресторанах можно встретить взрослых людей, которые уже не первый год начинают день с ритуал: чашка кофе и деловое издание в руках. Эту традицию не под силу сломить даже всемогущему интернету. О том, что такое деловая пресса в наше время, нам рассказал главный редактор газеты «КоммерсантЪ Санкт-Петербург» Андрей Ершов.

Деловая журналистика — это ведь относительно молодой жанр?

Да, он появился уже в постсоветское время. До этого в нашей стране, конечно, такого жанра не было, существовала только партийная журналистика. А в девяностые — появилась необходимость. После развала Союза появилось кооперативное движение, начал нарождаться частный бизнес и возникла потребность в деловой информации. Владимир Яковлев, основатель газеты «Коммерсант», сыграл на опережение, уловил то, какой контент нужен читателям, и возродил газету.

Возродил?

Да, потому что газета «Коммерсант» издавалась еще в царское время. И у нас даже на обложке написано в исходных данных: «После 1917 года газета «Коммерсант» не выходила по независящим от редакции причинам». Потом уже появились «Ведомости», «Деловой Петербург», местный Forbes, словом, большая плеяда серьезных деловых изданий которые украсили нашу медиаполяну.

Но с 1917 года немногие деловые журналисты могли передать свой опыт и знания. Кто работает в деловой журналистике сейчас и где этому учат?

Думаю, что Владимир Яковлев ориентировался на внутреннее чутье. Конечно, он хотел создать газету по уровню влияния схожую с Wall Street Journal, и, я думаю, добился своего. «Коммерсант» занимает первые строчки многих рейтингов на российском рынке. Что касается специалистов — я долго работал и в «Деловом Петербурге», и в «Коммерсанте», и те главные редакторы деловых изданий, с которыми я общаюсь, отдают предпочтение выпускникам экономических вузов, а не профильных журфаков. Потому что проще научить человека, разбирающегося в экономике, писать, нежели выпускника журфака погрузить в экономическую среду. Хотя существуют исключения из правил: есть удачные примеры выпускников журфака, которые состоялись как профессионалы в деловой и экономической прессе, так что это не догма.

Какие основные качества отличают делового журналиста от коллег в других отраслях?

Естественно, объективность. Никакого шапкозакидательства и никакой пропаганды. В деловой журналистике это недопустимо. Иначе тебе и твоему изданию просто не будут доверять. В бизнесе часто случаются конфликты между участниками тех или иных рынков или конфликты между бизнесом и властью. И в этом случае нужно быть предельно объективным. Нельзя вставать на чью-то сторону, нужно давать объективную картинку, быть зеркалом событий, которые происходят в обществе.
Еще одним важным качеством я называю «толщину» телефонной книжки журналиста с прямыми контактами первых лиц компаний и представителей власти. Если человеку доверяют, он может напрямую позвонить и получить оперативный комментарий. И оперативность тоже очень важная штука в наше время, обусловленная развитием  интернета.

Журналист не только зеркало, но и наблюдатель, летописец эпох. Как с вашей точки зрения изменился сам бизнес за четверть века?

Скажем так, государство стало гораздо сильнее влиять на бизнес и на разные рынки — «закручивать гайки», относительно девяностых.

Тогда отчасти было проще вести бизнес, с другой стороны, были проблемы, связанные с обильным криминалитетом. Сейчас такого нет, но государство присутствует во многих отраслях. И это не очень хорошо, на мой взгляд, потому что оно не является эффективным собственником. Конечно, в стратегических отраслях — нефтяная и газовая промышленность, оборонка — это допустимо, но в остальном излишне присутствует зарегулированность.

Ту же РЖД взять — вполне можно было бы заменить несколькими частными компаниями и, думаю, эффективность у них была бы повыше. И не сложилось бы такой ситуации, что господин Якунин в очередной раз просит у государства безумные миллиарды на развитие и поддержание компании.

«Коммерсант» — издание федеральное, и заточено оно на крупный бизнес. А «Деловой Петербург», наоборот, позволяет себе рассуждать о локальном малом бизнесе.

Поэтому «Деловой Петербург» и нашел свою нишу, занял место в пантеоне серьезной прессы. Ему доверяют, на него ориентируются, его читают. Без сомнения, внимание к малому и среднему бизнесу было хорошим ходом.

Какую информацию хотят получить читатели деловых изданий? Биржевые котировки?

Они за котировками вряд ли приходят. Биржевые котировки мы уже давно не публикуем, есть же интернет, где в режиме онлайн можно все котировки посмотреть. А деловую прессу читают, в первую очередь, те, кто ищут эксклюзивные новости, инсайдерскую информацию.

Мне представляется, что эти читатели не просто проводят время за чтивом, но и быстро принимают решения в соответствии с полученной информацией.

Естественно. Если человек получает информацию о разработке законопроекта, который повлияет на его бизнес, он тут же начинает анализировать ситуацию наперед и предпринимать шаги по спасению капитала.

Появилась информация о грядущей деофшоризации экономики — люди начинают думать, как реструктуризировать бизнес, чтобы у них не было офшоров, иностранных компаний, потому что это может привести к определенным проблемам.

В нашей индустрии готовят закон, что иностранцы не имеют права владеть больше чем 20% акций издания — сразу люди начинают думать, вот закон вступит в силу тогда-то, что нам нужно предпринять уже сейчас.

Молодежь активнее интересуется социальной, политической и деловой средой, в интернете появляются издания и порталы, которые открывают и запускают вчерашние студенты журфака, без специальных знаний и опыта, как вы относитесь к таким проектам?

Я не вижу в этом ничего страшного. Если есть какой-то интерес и люди видят, что их новости собирают отклик, пусть развивают проекты. Мы конкуренции не боимся, она всегда подстегивает быть лучше. И я осознаю, что мы существуем в очень конкурентной среде, где есть и опытные, серьезные игроки, и молодые зарождающиеся  издания.

У «Коммерсанта» много каналов распространения.

Мы действительно уделяем большое внимание присутствию в интернете. Ведь наш бизнес — не печатание слов на бумаге и никогда таковым не был. Наша профессия — новости, и мы заботимся о том, как удобнее потребителю их получить — с бумажных страниц, экрана монитора или приложения в смартфоне.

«Утpo Пeтepбуpгa»