Жизнь не стоит на месте, и рынок труда постоянно претерпевает изменения вместе с ней: специальности появляются, устаревают и исчезают. Всегда есть риск по окончании университета обнаружить, что твоя специальность — из разряда вымерших. Летом этого года появился проект «Атлас новых профессий», созданный Агентством стратегических инициатив и Московской школой управления «Сколково». В «Атласе» — 186 профессий из 25 областей. Мы опросили петербургских профессионалов и выяснили, что часть специальностей уже существует, каким-то просто не хватает правовых основ, а некоторые, по мнению опытных людей, и вовсе бесполезны.

Личный тьютор по эстетическому развитию: Человек, который строит для потребителя траекторию взаимодействия с продуктами искусства.

Виктор Дембовский, дизайнер, историк архитектуры и дизайнер:
Разбираться сейчас в искусстве и архитектуре — это сейчас тренд. Но людям нужна выжимка, чтоб не читать и не смотреть много, детальные знания в избранном аспекте никому не нужны, нужны обзорные и во всем. Уровень образования повышает рейтинг индивидуума, а тюьтор выступает в роли чего-то среднего между учителем, гидом и личным стилистом. Я уже сейчас беру за подобное занятия пять тысяч рублей в час, но можно и больше — накинуть за эксклюзивность. Тут много аспектов, например, нужно подобрать выставки на сезон в соответствии с родом деятельности и статусом клиента: топ-менеджер «Газпрома» получит один список, а светская львица — другой. У человек формируется представление о том, что конкретной выставке похвалить, а что — поругать.

Трендвотчер/Форсайтер: Специалист, отслеживающий появление новых тенденций в разных отраслях экономики, общественной жизни, политике и культуре, составляющий отчеты о влиянии новых тенденций на клиентские потребности.

Андрей Кощеев, владелец компании «Дома Вкуснее»:
Я не знаю, появится ли к 2020 году профессия «трендвотчер» или,  например,  «кулхантер», может быть, это произойдет и  раньше.  Честно  говоря, мне кажется, что такая специальность  уже  появилась. Любой  хороший  менеджер, а тем более предприниматель должен видеть тренды и рисовать образы будущего, вдохновлять своих людей, и идти с ними менять мир. Но консультации для тех, кто этих трендов не видит — это полная чушь. Трендвотчеры просто будут не нужны тем, кто врубается, а тем, кто не врубается, уже никто не поможет — ни трендвотчеры, ни форсайтеры, никто.

Координатор  образовательной  онлайн-платформы: Специалист, который имеет компетенции в онлайн-педагогике и сопровождает подготовку онлайн-курсов по конкретным предметам, организует и продвигает курсы или образовательные траектории, модерирует общение преподавателей и студентов в рамках курсов или платформ.

Дарья Якомульская, руководитель факультета PR и Куратор факультета Реклама и PR в области журналистики Отделения дистанционного обучения УНИК при институте ИМЭИ:
Я уже сейчас занимаюсь расширенным функционалом задач. В обязанности входит постоянный поиск трендов в образовании и технологиях, чтобы была возможность улучшить процесс обучения. Развитие этой профессии может идти по двух путям — педагогическому и техническому.
С первой точки зрения, координатор должен уделять больше внимания работе с мотивацией. Со второй — это постоянный поиск новых средств передачи информации, с помощью которых можно улучшить курс или взаимодействие учителей и студентов. Координаторы должны обладать аналитическим складом ума, чтобы понимать, как это работает, что можно улучшить. Но они должны быть готовыми к постоянной эмоциональной работе, чтобы оказать поддержку.

Арт-оценщик: Специалист, способный оценивать новые форматы произведений искусства, которые состоят из разнородных элементов, отличаются сложностью и/или недолговечностью (например, сайнс-арт, стрит-арт или перформанс).

Анастасия Блохина, директор галереи современного искусства Yay, ранее определявшая коммуникации музея и галерей современного искусства «Эрарта»:
Такая профессия существует сотни лет. Оценщики работают при аукционных домах, музеях, консультируют частных клиентов. Но одно дело быть специалистом по «старым мастерам», другое — заниматься современным искусством, чтобы выполнять эту работу, необходимо иметь не только искусствоведческое образование и опыт работы с художниками и институциями, занимающимися искусством, но постоянно держать руку на пульсе,  посещать выставки и биеннале в разных странах мира, понимать, как работает механизм «раскрутки» художника и ценообразования, а главное — иметь чутье. Новые жанры активно продаются галереями, приобретаются для музейных и частных коллекций. Кстати, в данной сфере сейчас необходимы юристы по сделкам, так как перформанс нематериален, стрит-арт недолговечен, а цифровое искусство воспроизводимо. В этой связи возникает множество вопросов юридического толка.

Модератор платформы персональных благотворительных  программ: Создает досье личных запросов на помощь и обеспечивает связь между нуждающимися в помощи и благотворителями, которые оказывают помощь в различной форме.

Евгения Штиль, учредитель благотворительной организации «Дети Павловска»:
Благотворительная деятельность должна  быть  профессиональной, так же как общепит и медицина, иначе это самодеятельность. Фонд — это инструмент. Без него никак. Один в поле не воин. Если ты врач, то вынужден идти работать в клинику: черта с два ты будешь работать сам по себе с неприкрытой бумагами ответственностью. Этот модератор, если уж найти ему место в схеме — фандрайзер, законно собирающий ресурсы в пользу благотворительности. Но я искренне надеюсь, что наш сектор получит прилив людей из бизнеса на этом поприще.

Бренд-менеджер  пространств: Консультант и организатор, который отвечает за наполнение виртуального пространства культурными смыслами, связанными с конкретной территорией. Он создает образ и легенду местности, и вокруг этой легенды объединяется весь дизайн, идентичность, информационное освещение, виды туристических сервисов и разнообразные мероприятия.

Юлия Даутова, PR-специалист  лофт-проектов «Четверть» и Contour:
Думаю, такие люди нужны собственникам петербургских развлин — красивых домов в центре города, которые сплошь памятники архитектуры. Солидному бизнесу сдать их сложно: часто планировка неудобная, менять ее нельзя, или просто «убитое» помещение, на ремонт которого потребуются миллионы. Бренд-менеджер может привлечь внимание общественности и СМИ, привести в это место людей за счет организации крутых городских событий. В зависимости от того, какая стоит цель – продать здание или сдать в аренду, можно варьировать контент. Это похоже на арт-агентов, которые собирают коллекции толстосумам. Они могут сделать того или иного художника привлекательным, а модные редакторы — сформировать тренд. Думаю, это должны быть монохромно-многослойно-нарядные девушки с дорогими аксессуарами, чтобы и вашим, и нашим подходили: и хипстерам, и владельцам заводов-пароходов.

на Невском проспекте раздают рекламу
«Утpo Пeтepбуpгa»