Гатчинский дворец: краткая история

Пригородный Эрмитаж, Замок русского Гамлета. Как только ни называют Гатчинский дворец, находящийся на самой высокой точке холма у Серебряного озера. В свое время им владели почти все российские императоры, замок пережил сильное разрушение и был восстановлен. Сегодня это музей, который радует посетителей не только великолепным интерьером и пейзажным парком, но и разнообразными экскурсиями и концертами

Кто здесь правил?

История загородной резиденции, напоминающей средневековый замок, берет свое начало с небольшого поместья, когда-то принадлежавшего Петру I. Расцвет усадьбы пришелся на правление Екатерины II, которая в 1766 году подарила ее графу Григорию Орлову. Именно тогда по проекту архитектора Антонио Ринальди и начал зарождаться огромный дворец, изначально задуманный как охотничий. Примечательно, что он стал одним из первых зданий, чьи фасады отделаны натуральным известняком, отличающимся своей прочностью. Уже тогда замок обещал просуществовать долгие годы. Строение, выполненное в духе классицизма и напоминавшее итальянский особняк, было закончено только спустя пятнадцать лет.

После смерти Орлова дворец попал во владения Павла I. При нем Гатчина стала императорской резиденцией. В соответствии со своими склонностями государь превратил город в военный лагерь, что сказалось и на замке: в те времена он выглядел как неприступная крепость, окруженная рвами.

Свой современный облик дворец приобрел в годы правления Николая I. После перестройки изменениям, хоть и незначительным, подверглись даже покои Павла I: был заменен паркет, появилась новая мебель. Впрочем, правитель нечасто проводил время в замке, изредка приезжая с семьей на приемы и балы.

Чего не скажешь об Александре III, который, в отличие от своего деда, сделал из Гатчинского дворца постоянную резиденцию, куда перевез из Северной столицы всю семью. За это его даже нарекли «гатчинским узником». В здании провели электричество, телефон, осуществили так называемое калориферное отопление.

Но дворец недолго пробыл уютным и гостеприимным домом. Через год после Октябрьской революции резиденция превратилась в государственный музей. Все тайны замка, хранившиеся несколько веков вдали от посторонних глаз, стали доступны широкой публике. Ценные коллекции, которые мог увидеть каждый, имели мировое значение и насчитывали более пятидесяти тысяч экземпляров.

Призраки и орлы

Так бы и стоял Гатчинский дворец еще долгие годы, не зная бед и горестей и радуя всех своей красотой, но Великая Отечественная война оказалась беспощадной даже по отношению к таким значимым достояниям общества. Конечно, благодаря усилиям работников музея удалось сохранить некоторую часть фондов и экспозиций: что-то перевезли в Ленинград, что-то разместили в подвалах Гатчинского замка. Но это была лишь капля в море. Авиабомбы и артобстрелы разрушили былое великолепие музея-дворца, оставив на его месте обгорелое здание без крыши. После войны по сохранившимся чертежам и фотографиям началось медленное, но верное восстановление замка. С 1985 года он вновь распахнул свои двери перед посетителями.

Сегодня дворец-музей условно делят на три части: центральный трехэтажный корпус, украшенный двумя башнями, и примыкающие к нему Кухонное и Конюшенное каре. Кроме раритетного оружия, стульев, на которых сидели выдающиеся государственные деятели, и многого другого там можно воочию увидеть Павла I и его жену Марию Федоровну. Разумеется, в исполнении актеров. Конечно, в ходе экскурсий посетителям поведают и легенды, связанные с символом Гатчины. Как и все великие замки мира, Гатчинский дворец полон своих тайн.

Одна из этих легенд повествует о выстреле Павла I в орла, летевшего в небе. Она объединяет два парковых сооружения дворца — беломраморную колонну с изображением орла и павильон, на колоннаде которого также запечатлен бесстрашный царь птиц. Согласно сказанию, первая постройка возведена там, где он упал, а вторая — где был сделан тот самый удачный выпал.

Однако если внимательно проследить историю замка, колонна была подарена Екатериной II ее фавориту, а изображение орла было скорее выражением признательности, так как эта птица входила в фамильный герб семьи Орловых. Павильон, в свою очередь, появился на территории усадьбы спустя тридцать лет и символизировал уже власть Павла I.

Существует еще одна забавная легенда уже о другом сооружении. В конце XVIII века художник Николай Львов создал проект Каскада для представления морских сражений. Во время прогулки с неким генералом Обольяниновым по Гатчинскому парку Львов ненароком поделился с ним своей новой идеей, после чего тот взял с архитектора обещание, что он сразу же приступит к работе. Увидев результат, генерал восхитился и предложил показать Каскад государю. Львову он велел спрятаться в кустах, заверив, что в конце непременно позовет его. В результате правитель увидел сооружение, похвалил хитреца, а зодчий так и остался сидеть в кустах.

Не менее интересная история связана с подземным ходом, который был создан еще при графе Орлове. Таинственный туннель позволял сбежать из дворца в случае опасности. А сегодня, если верить преданию, там блуждает не кто иной, как призрак Павла I. Оказывается, привидения обитают не только в старых замках Англии. Утверждается, что бояться призрака императора не стоит: уступив ему дорогу и поклонившись, вы получите ответный кивок.

Подземный ход дворца заканчивается гротом «Эхо», который получил свое название из-за акустического эффекта, обнаруженного еще в XVIII веке. Все голоса, шаги отзывались из подземелья эхом: последнее слово, как говорят, могло повторяться целых 30 раз! Для развлечения детей из императорской семьи даже придумывались «кричалки». До наших дней дошла веселая история о том, как дочь Александра III, забежав однажды в грот, воскликнула: «Кто украл хомуты?». Ответ был очевиден: «Ты… ты».

Мы видим, что история Гатчинского дворца разнообразна и богата. Бесспорно, посетить такое легендарное место должен каждый. Хотя бы для того, чтобы поболтать с призраком Павла I и опробовать у знаменитого грота свои «кричалки», которые в будущем, возможно, будут передаваться из уст в уста.

«Утpo Пeтepбуpгa»