Этим летом ВЦИОМ опубликовал данные о том, зачем российский пользователи выходят в виртуальное пространство Интернета. Двум пяты опрошенных соотечественников всемирная сеть нужна именно для общения с друзьями и близкими. Самое популярное мобильное приложение этого года (18%) и самая популярная социальная сеть страны (55%) — это петербургский ВК, еще три года назад уступавший пальму первенства московским «Одноклассникам». Как будут дела обстоять еще через пару лет,
мы узнавали у экспертов города на Неве.

Выбор есть

Если провести одну занимательную аналогию, то можно заметить, что идея Джоан Роулинг о крестражах перекликается с  одним  распространенным  явлением из современной жизни. Мы поясним, а вы поймете, даже если не читали «Гарри Поттера». В нынешнее время каждый или почти каждый человек имеет от двух до девяти разномастных шкатулок. В каждой он ежедневно оставляет частичку своей души, щепотку мыслей, немного фактов и иллюстраций из своей жизни. Разумеется, мы говорим о социальных сетях. Какая сейчас на пике популярности, а какая рискует потерять пользователей?
В чем плюсы и минусы каждой из них? Почему сеть будущего станет греческим оракулом?

Чего ждать

— Сейчас в мире №1 по количеству аудитории — Facebook. У этой сети более 1 млрд. пользователей. Однако большинство жителей Санкт-Петербурга активно посещают ВКонтакте  и  Instagram,  —  констатирует Сергей  Шмаков,  создатель  популярного блога free-smm.ru. — Пользователь ВК так замусорил свою ленту ненужными подписками, что ему было проще уйти в новое место, чем навести уборку. А в Instagram как раз всего 2 функции — выкладывать свои фото и смотреть фото других. Twitter в
России особого успеха не имеет, в основном его используют новостные ресурсы.
Стоит отметить, что сейчас в развитии социальных сетей наблюдаются следующие тенденции: во-первых, нарастает конкуренция ВКонтакте и Facebook с YouTube по видеоконтенту, во-вторых, происходит дробление на отдельные сервисы — музыка, видео, сообщения, в-третьих, расширяются рекламные возможности — умная реклама будет показывать объявления только тем, кто заинтересован в товаре или услуге. И, конечно, происходит переход всех сервисов в мобильные телефоны.

Прицельное  приложение

— Если говорить об общих тенденциях развития соц. сетей, то фокус сместился в сторону мобильных приложений. — соглашается с предыдущим экспертом Эльнара Петрова, директор «Коммуникационного агентства NextMedia», автор подкаста «SMM без котиков». — Популярны специальные приложения  для  знакомств,  например Tinder или Privet. Безусловный лидер роста в 2015 году — фотоприложение Instagram, также быстро стал популярным стриминговый сервис Meerkat, который позволяет мгновенно организовать видеотрансляцию и пригласить смотреть ее друзей.

Социальные сети развивают таргетинг, больше работают с персональными данными. Вскоре они будут знать о нас все и станут умело эти данные использовать, в том числе продавать банкам и отдавать по запросу госорганам. Соц. сеть будущего сродни греческому оракулу. Например, она знает, что в кофейне за углом сейчас счастливые часы и что ваш шеф опаздывает на работу (позже, чем обычно, совершил Check in на парковке или заправке), поэтому вы тоже можете не спешить.

Расстановка сил

— Сейчас бурно развивается Instagram. Причина в его хороших фильтрах, которые пользователю не сложно наложить на фотографию или видео. При этом данное фото будет уникальным в отличие от частого плагиата в других сетях. — вторит Анатолий Коптев, PR-специалист, директор Коммуникационной группы CSN-PRO, организатор проекта «Питер Online», и прогнозирует, чего нам ждать, заходя в каждую из социальных сетей — ВКонтакте все больше становится источником информации через сообщества и средством для личного общения с друзьями. Их видео сервис и аудио, конечно, по-прежнему сохраняют аудиторию. Мое мнение, что если ВКонтакте не исправит «лаги», которые у них постоянно возникают, и не найдет новое направление, то постепенно ее популярность угаснет.

Facebook обходит ВК в том, что лента новостей состоит не только из того, на что подписан пользователь, но и из рекомендованных, часто хорошо подобранных новостей. Однако, в России Facebook не популярен, отчасти, по причине своей громоздкости.
Слишком там все сложно.

Интересен сейчас YouTube, который развивается параллельно с мобильным интернетом и смартфонами. Все больше людей создают там свои аккаунты и выкладывают видео.

Кто направо, кто налево

— Все зависит от типа компании. — утверждает Роман Шарафутдинов, SMM-архитектор, директор  по  развитию  компании  RF- PROSTUDIO, оценивая, сколько соц. сетей нужно охватить, чтобы бизнес был успешным. — Если вы продаете канализационные люки или строительные краны, то вам не нужны все соц. сети. Если деятельность компании связана с масс-маркетом, то можно использовать от 4-х и выше.

Почему не достаточно 1-2 социальных сетей? Потому что, во-первых, в каждой из них есть свои представители из числа аудитории. Во-вторых, соц. сети различаются по своему назначению. С помощью ВКонтакте и Facebook можно создать отличное подспорье для двустороннего общения с аудиторией, выявлять ее интересы, тестировать новые продукты и услуги. YouTube полезен тем, что еще до непосредственного взаимодействия с компанией создает «индекс-доверия» к ней через визуальное представление о деятельности фирмы  и  демонстрируемой  ценности.

Twitter часто служит аналогом sms-сообщений, когда вы находитесь 24 часа в сутки на связи с клиентами и делитесь с ними лаконичными мыслями в более неформальной обстановке.

Лично мне проще всего общаться с клиентами через ВКонтакте. ВК полезен тем, что позволяет сегментировать аватары ваших клиентов и тестировать продукт. Порог входа для использования рекламных инструментов здесь довольно низкий (не требует супер профессиональных навыков и долгой подготовки, как, например, для таргетированной рекламы или SEO-оптимизации), поэтому любой пользователь может найти здесь эффективные инструменты для продвижения своего бизнеса.

А поговорить

— Активнее всего мы используем Instagram, так как он вызывает наибольший интерес у публики. — отмечает Дарья Миловидова, владелец магазина Nevalenki, насчитывающего 12 300 подписчиков в Instagram.- Через него нас видят новые клиенты, и бренд магазина становится более узнаваемым, что сказывается и на продажах. У магазина есть аккаунты в Facebook и во ВКонтакте, но последний более удобен для общения с  клиентами.

— Социальные сети сейчас — это площадка взаимодействия, как людей, так и компаний. — как бы продолжая мысль своей тезки, рассуждает Дарья Еремина, PR-менеджер агентства Сарафан PR, которое занималось продвижением таких мероприятий, как GEEK PICNIC, Усадьба Jazz 2015, 6-го этапа престижной серии парусных гонок Extreme Sailing. — Почти у каждого в ленте не только посты друзей, но и известных людей, ресторанов, магазинов, СМИ. Также мир сейчас захвачен Instagram. Все сходят с ума, выкладывая фото своей еды, бесконечные селфи, «ноги-сосиски» и «луки». В этой соц. сети у нас довольно высокая посещаемость профилей. Не могу сказать, что компаниям действительно нужно иметь аккаунты во всех соц. сетях. Это ведь зависит от целевой аудитории и потребителей. Но, совершенно точно, вести сообщество только в одной социальной сети не достаточно. По моему опыту, лучше всего с PR-деятельностью справляется ВКонтакте: люди достаточно активны и заинтересованы, в отличие от Facebook с его долей снобизма.

— Наш проект представлен во многих социальных сетях — ВКонтакте,  Одноклассники,  Facebook, Twitter, Instagram, Google+. Еще мы имеем представительство в Viber. — утверждает Оксана Кучирка, координатор интерактивной афиши мест и событий 2do2go, имеющей 25 700 подписчиков в группе ВКонтакте. — Мы используем различные информационные каналы для связи с аудиторией, например, E-mail-рассылки. Если говорить о привлечении трафика на собственный ресурс и о максимальном распространении информации, то необходимо присутствовать везде!

Проект реализуется в 30 городах, но мы не можем сказать, что для аудитории каждого из них нужна особая подача контента. Люди везде реагируют на интересную информацию о городе, о необычных местах в нем, бесплатных событиях, массовых мероприятиях, городских «лайфхаках» и т.д. Поэтому во всех соц. сетях мы стараемся привить подписчикам еще большую любовь к го- роду, в котором они живут.

девушка смотрит на экран ноубука

фото: treningclub.by

Мария Лукьянчикова, «Утро Петербурга»